Невское время | Владимир Легойда | 20.07.2006 |
Владимир Легойда, главный редактор православного журнала «Фома», встретился с корреспондентом «НВ» накануне презентации в магазине книжной сети «Буквоед» в Петербурге своей книги «Мешают ли джинсы спасению?».
— Ваш журнал декларирует свою миссионерскую направленность. Каковы принципы этого миссионерства?
— Основной принцип — показать красоту православия. То есть православие для нас — некий красивый и правильный взгляд на мир, которым мы хотим поделиться, никого не ругая, ни с кем особо не споря. У нас была установка на раскрытие положительного содержания веры. Потому что раскритиковать можно все что угодно и как угодно. А что предложить взамен?
Мы принципиально считаем, что не вправе кого-либо поучать. Поэтому «Фома» — это журнал-диалог. Нам нужны не покупатели, а аудитория, друзья, с которыми мы могли бы говорить. Нам действительно интересно, чем живут люди, которые думают не так, как мы. Мы уважаем их право смотреть на мир иначе. Сегодня толерантность чаще понимается как безразличие. Но нам не безразлично, что думают люди. Больно, когда люди отходят от Церкви. И мы об этом пишем. Но без поучений, без дидактики.
— Есть ли место толерантности и политкорректности в системе христианских ценностей?
— Мой хороший друг, всемирно известный польский режиссер Кшиштоф Занусси, сказал замечательную вещь: толерантность без любви — это безразличие. Толерантность, которую сегодня предлагает мир, — это современный светский суррогат понятия, обозначенного в Евангелии как любовь. Этой любовью христианство и созидается. Не люди, приходящие к вере, начинают друг друга любить, а сам факт существования этой особой любви и есть христианство, он и меняет людей. И поэтому если толерантность — это попытка и умение видеть в любом человеке ценность, его личность, которая есть образ Божий, то в христианстве ничего другого нет и быть не может. А если толерантность — это «я так думаю, а вы так, ну и слава Богу», то это неинтересно.
— Можно ли в миссионерских целях публиковать неоднозначные материалы?
— Мы всегда публиковали такие материалы. Когда я слышу словосочетание «миссионерские цели», то вспоминаю выражение современного автора: «При слове «духовность» я хватаюсь за пистолет». Что значит — «в миссионерских целях»? Миссионер — это что, такой бородатый гуру, который «в миссионерских целях» различные миссионерские фишечки придумывает? Мы просто пишем о том, что нас волнует, что мы считаем важным. Не о скандалах. Скандалы обществу навязываются, поэтому мы принципиально о них не пишем.
У нас журнал для сомневающихся. Мы пытаемся ответить на расхожие ложные стереотипы о вере. Например, что Церковь — это безинтеллектуальное пространство для бабушек.
Обычно бурную реакцию вызывают материалы на семейные темы… У нас вообще мало таких материалов, которые бы не вызывали никаких эмоций. Вот, например, интервью с одним англичанином, который, будучи коммунистом, стал православным христианином. Оно вызвало очень интересную реакцию. То же самое было после публикации интервью с Кшиштофом Занусси, Михаилом Леонтьевым, Александром Гордоном. Просто мы им задаем вопросы, на которые даже им, людям публичным, редко приходится отвечать. Главные вопросы задаем…
— Настанет ли для вас момент, когда журнал «Фома» станет пройденным этапом?
— Для меня «Фома» не есть проект моей самореализации как публициста, журналиста или редактора. Может быть, это прозвучит пафосно, но журнал «Фома» — это дело жизни. Не только моей, но и многих других наших сотрудников. И для меня этот этап может закончиться только в том случае, если мне будет указано, что больше этим заниматься не нужно. Я очень надеюсь, что этого не произойдет никогда.
— Каким вы видите состояние современной православной прессы? Каковы ее ошибки? Пути развития?
— Очень много ошибок. Два года назад прошел Всероссийский фестиваль православной прессы. На нем прозвучало, что в России более 800 православных изданий. Сначала стали носиться с этой немаленькой цифрой, пока не обратили внимание, что всего в стране зарегистрировано более 42 тысяч периодических изданий… Вот вам состояние православной прессы в стране — в цифрах, так сказать. При том, что большинство населения России считают себя православным, не всегда понимая, что значит эта их вера, о чем она.
Вообще, что такое православная журналистика? Она что, по каким-то другим законам живет? Там что, нужно справа налево писать?.. Просто должны быть профессиональные журналисты — православные люди. Иначе мы начнем говорить о каких-то особых, православных, трубоукладчиках, летчиках и т. д. Просто надо профессионально делать свое дело.
Я сторонник многообразия форм и личностного подхода. Люди вообще разные. И идти нужно разными путями. Есть в Библии на это счет замечательное выражение: каждый оставайся в том звании, в котором призван.
Беседовала Камилла НИГМАТУЛЛИНА
http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art=246 919 307&print