Время и Деньги | Татьяна Мамаева | 20.07.2006 |
Раифа, помимо окормления тысяч верующих, становится заповедником талантов — в хорошо известном квартете «Притча» рядом с профессионалами поют те, кто вокалом никогда прежде не занимался. Деревянный иконостас неожиданно начинают вырезать послушники, которые никогда резьбой по дереву не увлекались, и уникальный образец их творчества сейчас можно увидеть в Троицком соборе монастыря. То же и с художественной ковкой — изделия художников по металлу (их мастерская находится на подсобном хозяйстве обители) украшают многие уголки монастыря. Если вы хоть раз бывали в Раифе, конечно же, обратили внимание на металлическую розу, изящно положенную на ограду Грузинского собора — это работа местных умельцев, равно как и ограда.
Когда бываю в Раифе, не могу отказать себе в радости хоть на минуту побывать в уголке, который окрестила «сад камней». Здесь под стеной, отделяющей обитель от озера, причудливо насыпаны камешки и произрастают растения, нехарактерные для наших широт. Здесь еще недавно можно было видеть чудную скульптурную группу — маленькая девочка и ласково прижавшийся к ее щеке голубь — Богоматерь в период детства. Сейчас Мария с голубем перенесена к фонтану на озеро, а в «саду камней» в траве появилась каменная птица, которая, кажется, вот-вот вспорхнет в небо.
Впрочем, скульптуры, вписанные в естественную среду, в последнее время стали одной из черт отличия Раифского монастыря от других обителей. Их автор — скульптор Владимир Савельев, послушник монастыря.
Савельев — профессионал, творческая жизнь которого не очень-то складывалась в миру. Учился в Москве, в Строгановке, потом вернулся в Йошкар-Олу, откуда был родом. Когда в начале девяностых наступили для творческих людей нелегкие времена, остался не у дел. Художникам было проще: написал картину, отнес в салон, есть надежда, что продадут. А скульптору?..
Как-то в поисках заказов Владимир Савельев со товарищи приехал в Раифский монастырь. Заказов не было, но захотелось просто пожить здесь и поработать. Думал, что все это ненадолго, но получилось, что именно в обители он обрел тот покой и то вдохновенье, что необходимы творческому человеку. В Раифе родились его лучшие произведения.
Мария с голубем — это его первая работа в обители. От коллег, участников семинара скульпторов, остался небольшой камень, и Савельев решил его использовать. Получилась скульптура, добрая и трогательная.
Сейчас монастырский двор и его окрестности — импровизированный выставочный зал под открытым небом, где можно видеть работы Савельева.
Прямо у въезда в монастырь нас встречает скульптура редкая по эмоциональному воздействии — Матерь Божья словно выходит нам навстречу и приглашает в обитель. Савельев считает, что пока — это одна из самых удачных его работ.
Впрочем, разве можно назвать неудачными его барельефы, украшающие колокольню и стены Грузинского собора? Скоро здесь в нишах, помимо Богородицы, можно будет увидеть барельефы всех евангелистов — Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
Небольшая фигурка Елизаветы Федоровны стоит у входа в детский корпус монастыря. Кажется, что великомученица вышла на несколько минут в сад, чтобы вдохнуть прохладного воздуха, и можно пофантазировать, что ветер вот-вот колыхнет складки на ее одежде, эскизы которой для этой святой и сестер организованной ей Марфо-Мариинской обители придумывал сам Нестеров.
А скульптурная группа «Рождество» или архангел Гавриил на камне на берегу декоративного пруда?.. Савельев населяет монастырские пространства вещами, дорогими сердцам православных.
Ледяные скульптуры Владимира Савельева — особая история. Каждый январь лед на Раифском озере превращается в выставочный зал. Работают бригадой по нескольку недель, на помощь к скульптору приезжают друзья из Йошкар-Олы. Вырезают огромные кубы льда из замерзшего озера и творят… На глазах вырастают дворцы и храмы, на постаменты опускаются ангелы, и появляется ледяная копия чудотворной Грузинской иконы Божьей Матери. Ледяной город, который в темное время суток еще и подсвечивается, стоит до весеннего солнышка.
Спрашиваю Савельева: «Что помогает?» «Бог, — удивленно отвечает Владимир, — кто же еще?». Рассказывает, что иногда вдруг кусок камня откалывается не в том месте, где хотелось бы, но потом все равно приходишь к выводу, что именно так и должно было быть, видно, в этом заключался промысел Божий.
В планах скульптора устроить сразу за поворотом на монастырскую дорогу поляну со скульптурами. Он бы очень хотел разместить здесь персонажей Ветхого Завета. Ноев ковчег, где «всякой твари по паре», если все получится, будет соседствовать здесь с ветхозаветными пророками и Адамом и Евой. Библия подсказывает столько изумительных сюжетов для творчества! Еще есть желание поехать на Урал, привезти оттуда самоцветы и выложить ими иконы у входа в Троицкий собор.
А пока на берегу озера Владимир Савельев вырубает из камня очередную скульптуру. Это — один из самых почитаемых православных святых Серафим Саровский. Скульптор изобразил старца молящимся на камне на коленях, что соответствует биографии святого. Скоро этот заступник христиан займет место среди деревьев, в своей земной жизни он любил совершать молитву в лесной тиши. Скульптура еще не готова, но уже сейчас можно оценить ту мощь и духовную силу святого Серафима, которые удалось воплотить скульптору.
У Савельева красивые темные очки, волосы, собранные в хвостик, он ходит по монастырскому двору в мирской одежде — ему разрешено. Вид стильный и, можно сказать, немного богемный, одним словом, характерный для художников. Но глаза смотрят на мир светло и ясно, как у ребенка, — люди церкви (а скульптора Савельева можно к ним причислить) обладают такой особенностью — видеть мир по-доброму, по-детски. Может быть, поэтому такой живой и трепетной получилась у него девочка Мария, будущая Богородица?..