Русская линия
НГ-Религии Станислав Минин20.07.2006 

Может ли догмат быть политкорректным?
Американские пресвитериане высказались за модернизацию языка богослужения

Либерализм бодрой и уверенной походкой шагает по протестантским Церквам Соединенных Штатов. Примасом Епископальной Церкви США впервые в истории стала женщина, а американские пресвитериане всерьез озаботились политкорректностью традиционной формулировки догмата о Святой Троице.

Делегатам Генеральной Ассамблеи Пресвитерианской Церкви США (ПЦ США), завершившейся в конце июня в городе Бирмингем (штат Алабама), был предложен на рассмотрение документ «Троица: переполняющая любовь Бога». На протяжении пяти лет над ним трудилась рабочая группа в составе десяти профессоров богословия, пришедшая в итоге к выводу, что говорить о Троице как об Отце, Сыне и Святом Духе можно и нужно, но и на альтернативные формулировки не следует накладывать табу. Как говорится в документе, традиционная формулировка догмата «зачастую использовалась в целях оправдания превосходства мужчины над женщиной, а также для подтверждения идеи, что Бог — мужчина».

Таким образом, важнейший христианский догмат становится орудием в руках «мужского шовинизма». Как с этим бороться? Во-первых, авторы документа предлагают «должным образом» исследовать «женские образы триединого Бога». Например, обратить внимание на то, что пророк Исайя говорил о Боге как о «сострадательной матери» и «дающем жизнь чреве», а евангелист Матфей называл Христа не «Сыном Божиим», а «дитятей» (английское child). Пресвитерианские теологи-модернисты рассуждают так: если во время богослужений говорят «во имя Отца, Сына и Святого Духа», то почему нельзя говорить и «во имя Матери, Дитяти и Чрева»?

Во-вторых, богословы предлагают максимально использовать «образный язык Библии» для создания целой серии альтернативных формулировок догмата. О Троице, по их мнению, можно говорить как о триединстве Любящего, Возлюбленного и Любви или Опоры, Избавителя и Друга.

Генеральная ассамблея простым большинством голосов постановила «принять» документ и «рекомендовать его Церкви для изучения». Это означает, что Церковь может предложить общинам «экспериментальную литургию», но общины должны самостоятельно определить, принимают они ее или нет. Несмотря на то что резолюции Ассамблеи, согласно официальной информации ПЦ США, не равносильны положениям Конституции Церкви, документ, посвященный догмату о Троице, вызвал жаркие споры среди делегатов — модернистов и сторонников традиционного подхода.

Любопытно, что многие из делегатов ассамблеи, выступивших против предлагаемой реформы языка богослужений, — женщины. Так, пастор из штата Вирджиния Сьюзан Кайр заявила, что авторы документа «не различают имена Бога и его атрибуты и деяния, представленные в библейском тексте при помощи метафор и сравнений». «Можно сравнить Бога с наседкой, но ведь наседка — не Его имя», — считает Кайр.

В свою очередь, Дебора Фьюнк, пастор из штата Монтана, полагает, что альтернативные формулировки догмата о Троице станут дополнительной головной болью для Церкви, которая и без того, по мнению ряда наблюдателей, находится на грани разделения. Все та же Генеральная ассамблея приняла весьма противоречивую резолюцию, фактически оставляющую за общинами право на посвящение представителей сексуальных меньшинств в духовный сан. Представители 14 общин уже заявили, что не намерены подчиняться этому решению. Вопрос о создании альтернативной Церкви буквально повис в воздухе, а тут еще проблема политкорректности догматических формулировок!

Выступая на ассамблее, пастор из штата Луизиана Джеррит Доусон сообщил, что, по его мнению, создатели документа «Троица: переполняющая любовь Бога» «прошли мимо фундаментальных библейских текстов», в частности, проигнорировав существенные пассажи из Евангелий. «Как же вы можете говорить о том, как следует называть нашего Бога, не задаваясь при этом вопросом: „А как же Бог называет себя?“ Как же вы можете не принимать во внимание молитву Иисуса, в которой он говорит: „Отче наш, сущий на небесах“?!» — восклицал пастор.

Обсуждение проблемы «гендерной окраски» языка богослужения — тенденция, характерная для протестантского мира в целом. Интересно, что еще в феврале текущего года на страницах епархиального журнала «Crux» англиканский епископ города Болтон (Великобритания) Дэвид Джиллетт писал о том, что молитва «Отче наш» создает ошибочное впечатление, что у Бога есть пол, и этот пол — мужской. «Материнская роль Бога занимает почетное место в рамках христианской духовности», — считает Джиллетт, полагая, что углубленное изучение «Божьего материнства» (the motherhood of God) может стать «существенным коррективом в условиях преобладания мужских образов Господа».

Епископ считает, что богословы не уделяют вопросу о «материнской роли Бога» достаточно внимания, так как считают, что это — «современная ересь, связанная с феминистским движением». Нельзя сказать, что эти богословы заблуждаются: влияние феминистских идей на современную культуру и догматическая ревизия, безусловно, звенья одной цепи. Ничто не появляется на ровном месте: Дэвид Джиллетт или авторы документа «Троица: переполняющая любовь Бога», оставаясь богословами, пасторами, церковными иерархами, в то же время — люди, так или иначе мыслящие категориями культуры постмодерна, в рамках которой эмансипации женщин отведена далеко не последняя роль.

Постмодернизм оказывает влияние и на традиционные институты, к каковся Церковь. Современные философы-феминистки критикуют язык как явление культуры, полагая, что он отражает представление о власти мужчины над женщиной. В этой ситуации критика языка богослужения современным богословом вполне логична.

Впрочем, Генеральная ассамблея ПЦ США постановила, что при всех возможных экспериментах с догматическими формулировками, крестить в Церкви следует «во имя Отца, Сына и Святого Духа». Несмотря на заметную тенденцию к либерализации, консервативное крыло в протестантских Церквах пытается не сдавать позиции. Как показали итоги последней Генеральной Конвенции Епископальной Церкви США и Генеральной Ассамблеи ПЦ США, либералов «спасает» лишь сам принцип голосования, победитель которого определяется простым большинством голосов.

Современные протестанты-консерваторы ратуют за приоритет традиции. В свое время основоположники протестантизма Мартин Лютер и Жан Кальвин пытались упразднить громоздкую церковную традицию, полагая, что Священного Писания и веры достаточно для восстановления «чистого христианства». Сегодня часть их последователей думает несколько иначе, понимая, что верить каждый может по-своему, а споры богословов в рамках различных конференций и ассамблей лишь показывают, что в Священном Писании можно найти подтверждение любой идее и любой трактовке фундаментальных христианских догматов. Впрочем, большинство современных протестантов такой плюрализм, похоже, полностью устраивает.

http://religion.ng.ru/society/2006−07−19/4_diplomat.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru