Русская линия
Литературная газета Вера Прямикова19.07.2006 

Свет фресок Дионисия дошёл до Костромы

«Свет фресок Дионисия» озарил залы Муниципальной художественной галереи старинного волжского города Костромы, куда после Москвы и Великого Новгорода прибыл грандиозный по своему масштабу и перспективам проект московского фотохудожника и издателя Юрия Холдина, о котором не раз писала «ЛГ». Выставка произведений фотографического искусства «Фрески Руси. Дионисий. Золотой век иконописи, XIV—XV вв.» стала настоящим подарком костромичам в год празднования галереей своего десятилетнего юбилея. Выбор темы, раскрывающей материал, казалось бы, удалённый пятивековой историей от современного художественного процесса, для показа в галерее, занимающейся современным искусством, не случаен.

Проект блестяще соединил культуру «Золотого века иконописи» на Руси с достижениями современного искусства фотографии. Уникальность проекта в том, что Ю. Холдин, разговаривая со зрителем на языке своего искусства, даёт новые ракурсы богатейшему пласту нашей художественной и духовной культуры, выстраивает связи с днём сегодняшним, предлагает новое видение проблем, связанных с изучением и сохранением памятников древнерусской культуры. Мастерски, тонко и деликатно фотохудожник дал возможность многим впервые увидеть систему росписей и храмовое пространство во всей полноте; подробно, в деталях рассмотреть образы и композиции, трудно читаемые в реальном пространстве церкви, оценить изысканность колорита, где время внесло свои коррективы, почувствовать руку великого иконописца, удивительно свободного и современного в своём пластическом мышлении. По сути дела,

Ю. Холдин стал создателем энциклопедии фресок Дионисия Ферапонтова монастыря, чудом сохранившихся в землях «Северной Фиваиды», что в Вологодской области. Тема художника получила воплощение и в его великолепно изданном альбоме «Сквозь пелену пяти веков: сокровенная встреча с фресками Дионисия Мудрого», драматургия и высокая культура издания которого не имеют аналогов в мире.

Дорога к храму с росписями выдающегося иконописца, согласно логике экспозиции, пролегла через дивные по красоте пейзажные просторы окрестностей Ферапонтова монастыря, где бег времени застыл в состоянии величественного покоя и благоговейной созерцательности. Паломничество в собор Рождества Богородицы можно совершить самостоятельно, обращаясь к многочисленным комментариям, органично входящим в контекст выставки, но многие приходят в галерею, чтобы увидеться с автором, который приезжает на встречи со зрителями, проводит мастер-классы и охотно делится своими открытиями и пониманием связанных с этой темой проблем.

«Огромное спасибо за возможность соприкоснуться с чудом Дионисия!», «…эта выставка — философия в фотографиях…», «Художнику удалось показать тот свет, который составляет сущность иконописного Образа», «Для меня это новая ступень ведения. Очень многое поняла, что происходит со мной и в мире» — так гласят восторженные записи в книге отзывов.
На открытии выставки в Костроме архиепископ Костромской и Галичский Александр дал высокую оценку просветительному проекту Ю. Холдина и высказал пожелание, чтобы следующей темой в творчестве художника стал памятник, которым гордится Кострома, — Троицкий собор Ипатьевского монастыря, расписанный талантливейшим костромским изографом XVII века Гурием Никитным. Не приходится сомневаться, что подобных предложений у Юрия Холдина немало, ведь проблема создания изображений, к счастью, дошедших, но (увы!) безвозвратно исчезающих на наших глазах фресок Древней Руси, становится краеугольной и не раз обсуждалась в центральной прессе.

Ну, а выставка, созданная в рамках проекта «Свет фресок Дионисия — миру», продолжает путешествие по России, и скоро её увидят в Ярославле.

Вера ПРЯМИКОВА, директор Муниципальной художественной галереи, КОСТРОМА

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg292006/Polosy/91.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Фрески церкви Воскресения на Дебре в Костроме в росписях галерей