Русская линия | 11.09.2008 |
Как пишет сегодня «Российская газета-Черноземье», в последнее время белгородским судам все чаще приходится рассматривать дела, заведенные по статье «Вандализм». В качестве обвиняемых, как правило, выступают несовершеннолетние, среди которых стало модным громить могилы и памятники воинам. Для решения проблемы региональная власть при содействии местной епархии привлекает неблагополучных ребят к уборке территорий храмов и сельских кладбищ. Так, в этом году при Белгородской епархии было организовано несколько летних трудовых лагерей для неблагополучных ребят. Воспитанники облагораживали территорию при храмах, проводили субботники на сельском кладбище, ухаживали за брошенными могилами. Местные власти возлагают большие надежды на подобную практику.
По словам протоиерея Геннадия Беловолова, «то, что происходит сегодня на кладбищах, — признак отчуждения нашего молодого поколения от своей истории, от своих корней и от своих предков». «Они с такой же легкостью поднимают руку на могилы своих предков, как если бы это были некие агрессоры или завоеватели. Недавно в Цхинвале грузинские агрессоры одним из первых объектов своего нападения избрали кладбище. Это очень знаменательный момент», — отметил священник.
«Это страшный симптом отчуждения от своих корней и, стало быть, от самих себя. Понятие вандализма существует как в активной форме, когда молодые люди приходят и оскверняют могилы, так и в пассивной, когда мы просто забываем о самих могилах и наши кладбища приходят в чудовищное состояние. Я только что вернулся с кладбища, где был на отпевании. Взять даже вход на кладбище — старинные ворота, которые некому поправить, некому покрасить. Наши кладбища становятся не местом поминовения, а местом забвения. Похоронить, чтобы забыть — таково отношение нашего сегодняшнего общества и нашего народа к кладбищу», — подчеркнул отец Геннадий.
«Чем это излечить? Конечно, трудотерапия вряд ли может здесь чем-то помочь; насильственная трудотерапия может привести только к неприязни к труду. Здесь нужная другая терапия — духовная, я бы сказал — духотерапия, терапия памяти, веры. Мы должны восстановить ценность исторической памяти, духовную связь с нашими историческими поколениями, ощущение, что мы единый народ, единая семья. И для нас, русских, дорог каждый член нашей семьи — и из живущих, и из уже усопших. Нам дорога должна быть каждая могила члена нашей большой народной семьи. До тех пор, пока этого не произойдет, вандализм, который, к сожалению, становится частью менталитета нашего молодого поколения, будет существовать. Нужно осознавать и понимать ценность памяти, ценность наших усопших предков, ценность кладбищ. Нужно вспомнить, что слово „кладбище“ — однокоренное в русском языке со словом „клад“. Ведь это места наших духовных сокровищ, это наши духовные корни. Неслучайно великий русский поэт восклицал, что именно „любовь к отеческим гробам“ делает человека человеком», — продолжил священник.
«Нам нужна какая-то особая национальная программа любви к отеческим гробам, и пока мы ее не привьем нашим молодым поколениям, — до тех пор они будут относиться к кладбищу, как к мусорным свалкам», — заключил протоиерей Геннадий Беловолов.
Русская линия