Русская линия
Prokimen.Ru Татьяна Стецкая19.07.2006 

«Мы готовим ребят для научной работы»
Интервью с проректором Российского православного института по учебной, учебно-методической работе, деканом исторического факультета Т.С. Стецкой

Летняя сессия в разгаре. Между тем, заканчивающийся 2005−2006 учебный год стал юбилейным — пятым — и для исторического факультета Российского Православного института святого Иоанна Богослова, ведь он был открыт первого марта 2000 года. Здесь получают подготовку будущие специалисты гражданской и церковной истории России, а также политологи. Преподавание осуществляют доктора и доценты исторических наук, сотрудники Государственного Исторического музея.

На вопросы «Prokimen.ru» об истории создания и работе факультета отвечает проректор по учебной, учебно-методической работе, декан исторического факультета Татьяна Станиславовна Стецкая.

— Расскажите, пожалуйста, в чем состояла идея создания этого факультета?

— Предыстория проста. До 2000 года, то есть до получения лицензии и аккредитации в 1999 и 2000 годах, в нашем вузе, был историко-филологический факультет, который существовал около семи лет — с 1993 года. Практика подобного «сдвоенного» гуманитарного образования существовала еще в дореволюционной России и была порочна по своим результатам — это я утверждаю как специалист в области истории образования.

Историко-филологические факультеты очень часто оказывались формой ликвидации исторических факультетов. Как только обычные университеты, особенно, исторические, философские, богословские факультеты становились основой свободомыслия и почвой для различных вольнодумств, тогда исторические факультеты ликвидировали и соединяли их с филологическими. Поэтому, было странно, что в таком инновационном вузе, как Российский православный институт, существует такая архаичная, опорочившая себя в свое время, форма, как историко-филологический факультет.

По целям, задачам, закономерностям развития, наука филология и наука история не всегда совместимы. А церковной науке необходимо нормальное грамотное историческое знание. Единственное, что мы сохранили на истфаке от филологического факультета — изучение нескольких языков: английского, немецкого, древнегреческого, церковнославянского, которые необходимы историку для свободной работы в архивах с оригиналами.

— В чем состоит научно-исследовательская работа факультета?

— Во-первых, в том, что наши студенты, под руководством преподавателя Игоря Владимировича Гарькавого уже третий год собирают для мемориала Бутовского полигона мемуары, информацию, все сохранившееся данные.

Во-вторых, у нас уже второй год идет работа по сбору материалов о старых священниках, которые еще живы и могли бы рассказать о Русской Православной Церкви в годы гонений и в советский период, передать поколению третьего тысячелетия сохраненные традиции. Этим совместным проектом исторического факультета РПИ и Императорского музея занимался покойный протоиерей Василий Фонченков. В рамках проекта студентами было подготовлено несколько выставочных экспозиций.

Также год назад мы начали новое «революционное» направление — русско-украинско-беларусское. Ведь только вокруг Православия можно и нужно сегодня объединять эти три славянских народа. Здесь научная работа пока идет в форме дипломных работ.

— Как и где проходят практику будущие церковные историки?

— У нас она, как и на всех исторических факультетах, традиционная — то есть археологическая. Под руководством преподавателя Сергея Владимировича Шполянского студенты ездят на раскопки под Псков. Здесь они работают на городище, где ученые-археологи смогли дойти до пластов IX—XIII вв.еков, в том числе домонгольской эпохи. Правда, проведение таких практик становится все более затратным. Нужны спонсоры.

Еще у нас давняя дружба с паломнической службой «Радонеж», где ребята занимаются «экскурсионной» практикой. Студенты паломническими маршрутами колесят по нашей стране, пробуя себя в роли экскурсоводов, применяя свои знания по моквоведению, истории России, истории Русской Православной Церкви на практике. Ведь паломникам нужно знать не только о том святом месте, куда они едут, но также необходимо рассказать и о всей истории этого края.

Помогает нам и Исторический музей. Здесь истфаковцы практикуются в фондах, работают с артифаками, каталогизируют выставочные экспонаты, принимают участие в подготовке экспозиций.

— А как обстоят дела с трудоустройством?

— В певую очередь, мы готовим наших выпускников для занятий наукой. Выпускники наши сегодня — аспиранты Института российской истории РАН, Московского государственного педагогического университета (МГПИ им. В.И. Ленина).

— Татьяна Станиславовна, а откуда на ваш факультет приходят студенты?

— В основном, это вчерашние школьники. Многие приходят после православных гимназий, но, в основном, это выпускники среднеобразовательных школ Москвы и Московской области, которые еще только делают первые шаги в жизни, ищут истинного пути. Здесь наши пути пересекаются, в этом наше обоюдное желание: просто идти на встречу исканиям ребят, удовлетворять их потребность в жажде знаний, основанных на православном мировоззрении и мироощущении.

Самые интересные случаи и события повседневной жизни нашего исторического факультета заключаются в следующем: все девочки, которые к нам поступают, помимо того, что красавицы, еще и — умницы. И на старших курсах выходят замуж за наших же студентов исторического факультета. Как правило, на пятом курсе у них рождаются дети. Когда мы определяем на третьем курсе тему дипломной работы, к пятому курсу самыми главными дипломами для девочек становятся, конечно, их дети. Я шучу, это большая радость. Так здорово, когда на вручение дипломов девчонки приходят со своими малышами. Я считаю, что это хорошее свидетельство нормальных здоровых отношений и атмосферы на факультете — в частности, и в институте — в целом.

Александр Жидаль

http://www.prokimen.ru/article_2288.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru