Русская линия | Владимир Букарский | 09.09.2008 |
По мнению Мижея, «Молдавия наивна, если полагает, что решение проблемы можно найти в новом трехстороннем формате». «Конечно, дискуссии между господами Медведевым, Смирновым и Ворониным могут вестись, но эти дискуссии категорически не могут заменить процесс переговоров, и в результате этих дискуссий нельзя прийти к принципам жизнеспособного урегулирования приднестровского конфликта. Этого можно добиться лишь в формате „5+2“. Что касается формата „2+1“, то он показал свою нежизнеспособность еще в 2003 году», — отметил Мижей. Представитель ЕС в Молдавии посоветовал сторонам «после событий в Грузии не экспериментировать с нежизнеспособными, нелегитимными, недемократическими формулами».
Коснувшись Меморандума 2003 года, известного как «Меморандум Козака», Кальман Мижей заявил, что «у данного плана были недостатки, из-за которых он не мог и не может стать основой для соглашения». «Один из них заключается в том, что план Козака, фактически создавал не суверенное государство, а конфедеративную модель, и содержал положения, способные парализовать жизнь страны — чрезмерное право вето для приднестровского региона и очень много ситуаций, где важные решения должны были приниматься лишь голосами обеих сторон», — подчеркнул европейский представитель.
В то же время, по его словам, «ЕС выступает за предоставление приднестровскому региону широких полномочий, твердо гарантированных молдавским конституционным законом с одной стороны, а с другой — за международный мониторинговый инструмент, в котором участвовали бы как Россия, так и соседи Молдавии». «Евросоюз готов обсуждать с Россией вопросы приднестровского урегулирования, но только с участием других посредников и наблюдателей в переговорном процессе. Для Молдавии было бы ненормально исключать из переговорного процесса ближайших соседей — Украину и Европейский союз», — подчеркнул Мижей.
Говоря о существовании разработанного Кишиневом нового плана приднестровского урегулирования, спецпредставитель ЕС в Молдавии отметил, что ситуация в этом аспекте прояснится после того, как формат «5+2» начнет работать, и Россия «покажет свою готовность сотрудничать со своими международными партнерами и убедит своих тираспольских партнеров работать конструктивней». «Все технические аспекты приднестровского урегулирования известны, и поэтому, когда будет политическая воля в России и в Приднестровье, конфликт может быть урегулирован очень быстро», — подвел итог Кальман Мижей.
Таким образом, страны Запада в очередной раз свидетельствуют о том, что для них важнее не урегулирование 18-летнего приднестровского конфликта, а их личная роль в этом урегулировании. 5 лет назад своим давлением на молдавское руководство США и Евросоюз сумели сорвать подписание о создании объединённого федеративного государства. Вопрос заключается в том, какую позицию займёт руководство Молдавии и лично президент Владимир Воронин перед лицом консолидированного западного давления. Очень хочется верить в то, что объединение страны для нынешнего молдавского президента окажется более приоритетным, чем улыбки и похлопывания по плечу лидеров Запада.
Владимир Букарский, специально для Русской линии
http://rusk.ru/st.php?idar=178396
|