Пярнуский Экспресс | Остап Родний | 18.07.2006 |
Человек может верить или не верить в б ога. Это его личное дело. Но бессмысленно отрицать эстетическую привлекательность сакральной архитектуры, независимо от ее религиозной ориентации: буддийской, индуистской, мусульманской или христианской. Культовые сооружения могут быть величественно-огромными или же небольших размеров. Порой трудно определиться, какие из них более красивы? Но скромные деревенские церквушки на удивление гармонично вписываются в непритязательный эстонский ландшафт.
Церковь Сели, или апостольская православная церковь Святого Василия. Деревянная церковь, которую построили рижские монахи в 1861 году, а освятили в 1864 году в честь Святого епископа Василия Великого. Оригинальность этой церкви состоит в том, что всю ее деревянную конструкцию и детали сделали в Риге, а затем зимой на санях привезли в деревню Сели в Тыстамаа и собрали на месте.
Алтарь очень простой — его, с учетом традиций православной архитектуры, можно назвать даже аскетичным. Как и все внутреннее убранство церкви. Над западным входом возвышается вертикальная башенка, которую венчает маленький луковидный купол, чем-то напоминающий шатер или древний воинский шлем. Со стороны главного входа крышу поддерживают колонны.
Местный церковный приход, образованный в 1847 году, существовал до 1987 года. Брошенную церковь очистили от кустарника в 1998 году. В настоящее время богослужения проводятся здесь только по большим праздникам.
Апостольская православная церковь Поотси-Кыпу была построена в 1873 году по типовому проекту архитектора Г. Шелла. Аналогичные сакральные строения есть и в других местах Пярнумаа и на Сааремаа.
Церковь представляет собой довольно-таки импозантное каменное здание с некоторыми непривычными для православных церквей архитектурными особенностями. Например, над главным входом возвышается высокая колокольня. Церковь построена из камня. Детали отделки крыши, карниза, окон и дверей придают ей некий налет барокко. В том же стиле возведены и мощные купола.
На церкви имеется памятная доска в честь первого епископа Эстонской апостольской православной церкви Платона (Пауля Кульбуша), родившегося в Кыпу.
Церковный приход, существовавший задолго до строительства церкви, с 1847 года, действует до сих пор.
Церковь Тыхела, или апостольская православная церковь Иоанна Крестителя, в действительности находится в деревне Мянникусте.
До строительства своей церкви православные этого района были членами прихода церкви Сели. Священник проводил богослужения сначала на хуторе Ансутоа, а с 1873 года — в здании школы в Тыхела. Поскольку в округе насчитывалось 1 200 православных (примерно 75% населения), то в 1876 году учредили свой церковный приход.
В 1894 году купили земельный участок под строительство церкви, которое началось в том же году по проекту архитектора А.Эдельсона.
Церковь была построена в традиционном «трехкомпонентном» стиле: башня с западной стороны, центральный зал и алтарь с восточной стороны. Стены и башню сложили из тщательно подобранных и отшлифованных камней с вкраплениями т.н. «тыстамааского желтого кирпича». Внутреннее убранство было достаточно скромным.
Церковь и церковный приход действовали до 1962 года. Затем церковь Тыхела пришла в запустение. В 1990-х годах в церкви провели ремонтные работы, чтобы предотвратить ее дальнейшее разрушение.
Апостольская православная церковь Кастна была построена в 1904 году в подражательном византийской архитектуре стиле.
Как и жители Тыхела, православные, проживавшие в районе Кастна, ранее принадлежали к приходу церкви Сели. Самостоятельный церковный приход в Кастна создали в 1896 году. В том же году поставили маленькую деревянную церквушку. Каменную церковь построили восемь лет спустя, ее освятили 25 ноября 1904 года.
Церковь Кастна — самая «молодая» среди православных церквей Тыстамаа и очень похожа на церковь Тыхела, поскольку тоже сложена из камней и «желтого тыстамааского кирпича». Над входом возвышается шатрообразная крыша с луковидной колокольней.
Церковный приход действовал до 1986 года. После закрытия церкви ее имущество и убранство перевезли в православную церковь в Васькнарве. Сейчас церковь Кастна пуста. В 2004 году там провели консервационные работы с целью остановить дальнейшее разрушение здания.
Говорят, что в 19-м веке многие эстонцы принимали православие, потому что за это давали земельные наделы. Чужая душа в целом потемки. Спустя века вряд ли кто-то может с уверенностью сказать, как было на самом деле. Но факт остается фактом — и в наши дни в волости Тыстамаа, как и в Пярнуском уезде в целом, довольно много православных эстонцев. А ведь сейчас за принадлежность к православию никто ничего никому не дает.