Российские вести | Анна Гончарик | 13.07.2006 |
В первую очередь, речь идет о «волке в овечьей шкуре» — Константинопольском патриархате. Осенью прошлого года в стамбульском квартале Фанар, где традиционно расположена резиденция главы Константинопольского патриархата, прошла демонстрация турецких националистов под лозунгами «Патриархию — в Грецию» и «Патриарх! Не испытывай наше терпение». «Патриархия перестала быть чисто религиозной организацией и превратилась в политическую», — заявил один из организаторов протеста. Патриарх Варфоломей, добавил он, «пытается установить религиозное государство наподобие Ватикана, посягая на суверенитет турецкого государства».
Турецкое правительство не поддержало требования протестующих. Однако нельзя не отметить, что утверждения о приоритете в Константинопольском патриархате политического над религиозным весьма близки к истине. Да, православие в Турции не на первом месте. И патриарх Варфоломей знает на собственном горьком опыте, что значит быть христианином в недружелюбном окружении. Вот только почему для него это служит соблазном вторгаться в дела Украинской православной церкви, понять сложно.
Варфоломей уже несколько лет пытается обустроить себе в Украине запасной плацдарм. Действует он при этом напористо и без особых церемоний. Так, в начале июня сего года в Львове объявился архиепископ Всеволод Майданский, иерарх «Украинской православной церкви в США», находящейся под эгидой Константинопольского патриарха. Сюда архиепископ прибыл из Чикаго для того, чтобы прийти на воскресную службу к верующим из непризнанной «Украинской автокефальной православной церкви» (УАПЦ). Несмотря на то, что ни одна из существующих в мире 15 самостоятельных (автокефальных) православных церквей не признает УАПЦ за каноническую православную церковь и не находится с ней в общении, на службе Майданский молился вместе с местным архиепископом УАПЦ Макарием Малетичем.
Заметим, что в древней Успенской церкви Львова, где архиепископ из США присутствовал на литургии, до 1989 года был приход Украинской православной церкви. Потом храм был передан «автокефалистам». А теперь есть планы сделать его подворьем проживающего в Турции Константинопольского патриарха Варфоломея. Об этом уже достигнуто соглашение на высоком государственном уровне. Неважно, что по каноническому праву православных церквей такие представительства открываются лишь по взаимной договоренности между патриархами или синодами двух поместных православных церквей, которые находятся между собой в каноническом общении. Цель закрепления в Украине Константинопольского патриархата, действующего в мире при поддержке США и во многом руками американских граждан (как Всеволод Майданский) — оправдывает отступление от религиозных канонов.
Отсюда будет проводиться работа, направленная на то, чтобы украинские православные оказались в духовном ведении Константинополя и США, дабы ничто не напоминало им о веках общей с Россией истории. Настоятелем подворья станет ученик Майданского архимандрит Филипп. Раньше он служил в подведомственном Константинополю украинском приходе в штате Индиана. Власти города, которые уже много лет отказываются выделить участок земли для строительства кафедрального собора Украинской православной церкви, намерены отдать Константинопольскому подворью еще и прилегающее здание школы, существующей на этом месте с XVII века.
Вслед за сослужением с «самостийниками» архиепископ Всеволод выступил на собрании духовенства «автокефалистов», выступающих с позиций «Украина — не Россия». Им было обещано, что скоро и они получат канонический статус и признание от Константинопольского патриарха. Возможно, для этого им придется тайно принимать повторное рукоположение в священный сан, ибо ныне имеющееся пока что признать законным и каноническим затруднительно. Но это можно устроить потихоньку, так что никто из прихожан и знать не будет, что раньше перед ними годами выступал не законный священник, а притворяющийся им.
Глава Львовской и Галицкой епархии Украинской православной церкви архиепископ Августин заявил по сему поводу журналистам, что «смущен и поражен» тем обстоятельством, что гости из Константинопольского патриархата не нашли нужным хотя бы уведомить его как канонического архиерея Львовской епархии о своем приезде, а вместо этого «посетили раскольников, молились на их службе и создавали впечатление, что Константинопольская церковь находится в общении не с канонической Церковью, признанной всем православным миром, а со схизматической группой».
«Это — небратское поведение. Более того, это явное нарушение священных канонов православной церкви», — отметил архиепископ Августин. По его словам, о планах открытия своего официального представительства на базе захваченного «автокефалистами» храма представители Константинополя не сообщали ни ему, ни предстоятелю Украинской православной церкви митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру.
Как заявил архиепископ Августин, это уже не первое проявление подобного рода. В 2000 году архиепископ Всеволод Майданский принимал участие в похоронах патриарха УАПЦ Димитрия Яремы и совершал заупокойную молитву. «Правда, потом архиепископ Всеволод просил у меня прощения», — заметил архиепископ Августин, который, по его словам, «поставил на вид Константинопольскому архиерею его неканоническое поведение».
Вместе с тем стоит отметить, что в самой «Украинской автокефальной православной церкви» далеко не все благосклонно отнеслись к посещению Львова архиепископом Всеволодом Майданским. Комментируя этот визит, глава УАПЦ митрополит Киевский Мефодий Кудряков заявил следующее: «Я даже не знал о его приезде и считаю его действия наглым вмешательством во внутренние дела УАПЦ. Я знаком с ним давно, когда он приезжал ко мне еще в 1991 году, и он ежегодно приезжает в Украину, мутит воду. Будучи недавно в США, я даже не захотел с ним встречаться. Я против открытия подворья во Львове и считаю, что все это имеет одну цель — еще более раздробить Православие в Украине, перессорить всех со всеми. Это совершенно деструктивная деятельность».
Напомним, что осенью прошлого года Мефодий Кудряков выступил с конструктивным заявлением, что диалог о будущем православия на Украине не мыслим без участия крупнейшей в стране Украинской православной церкви, которая является самоуправляемой частью Московского патриархата. По мнению главы «автокефалистов», договариваться надо не с патриархом Варфоломеем из Стамбула или Всеволодом Майданским из Чикаго, а с митрополитом Владимиром в Киеве. А также с Московским патриархом Алексием II, авторитет которого на Украине остается весьма высоким. Именно в храмы, где поминают Московского патриарха Алексия, ходит подавляющее большинство православного населения страны, несмотря на многолетние усилия некоторых украинских политиков.
Недоумение по поводу действий иностранного гражданина, который «занялся организацией подворий в Украине, даже не поставив в известность ни государственные органы, ни Украинскую православную церковь, с которой Церковь Константинопольская находится в канонической единстве», выразил пресс-службе Украинской православной церкви и госчиновник — замруководителя департамента по делам религий при Министерстве юстиции Украины Николай Новиченко.
Однако от осведомленного источника в УАПЦ на условиях анонимности последовало такое разъяснение: «Об открытии подворья договаривались непосредственно Виктор Ющенко и посол США в Украине Джон Хербст. Чиновник среднего звена просто не знал, о чем договорилось реальное руководство. До поры до времени дело держали в секрете, чтобы не напортить преждевременной оглаской, чтобы не началось демонстраций, пикетов и тому подобного. Хербст всегда уделял особое внимание религиозному вопросу, он и сам активный член Русской зарубежной церкви, много сделавший, чтобы не допустить ее сближения с Московским патриархатом».
Тем временем, как гласит недавнее сообщение Константинопольского Патриархата, ими был принят бывший глава Сурожской епархии Русской православной церкви епископ Василий, отправленный на покой за возмущения в среде британских православных. В ответном сообщении Священного синода РПЦ МП говорится, что действия Константинополя признаны «канонически неправомочными» в нарушении правил Святых Апостолов. И епископа Василия, по-прежнему остающегося архиереем Русской православной церкви, для решения участи 17 июля ждут в Москве.