Страна.Ru | Мария Свешникова | 12.07.2006 |
Личность Петра весьма ярко и объемно обрисована в Евангелии. Симон из Галилеи, будучи простым рыбаком, по призыву Христа, не колеблясь, оставил все и стал его учеником. Всей душой он был предан новоявленному Мессии из Назарета и первым провозгласил его «Христом, сыном Бога живого». За это Симон был наречен «камнем, на котором основана Церковь Христова» (в переводе с греческого Петр означает камень).
Самым драматическим событием в жизни Петра был момент его отречения от Спасителя, когда, после тайной вечери того схватили и заключили в доме первосвященника Каиафы. Симон Петр тут же раскаялся в своей слабости и впоследствии самоотверженно трудился с целью распространения учения Христа от Вавилона до Рима, где стоически встретил мученическую смерть — распятие на кресте вниз головой — в 67 г. н.э. И проявление человеческой слабости, и явление огромной силы духа делают Петра одной из самых близких нам и обаятельных личностей в христианстве.
В отличие от Петра, Павел не принадлежал к первым двенадцати ученикам Иисуса. До апостольства он носил имя Савла. Сын зажиточных иудейских родителей, принадлежавших к партии фарисеев, строгих ревнителей Моисеева закона, Савл получил прекрасное образование в знаменитой школе Гамалиила и вначале был гонителем христиан, но потом Господь чудесным образом призвал его к служению. После казни Иисуса Павел проявил такую твердость в распространении христианства, что благодаря его проповедям, образовались центры христианства и в Азии, и по всему северному побережью Средиземного моря. Павел закончил свою жизнь в Риме, где был казнен по приказу Нерона в одно время с Петром.
Помимо святоотеческой литературы и философских трудов, где на протяжении двух последних тысячелетий рассуждается о влиянии этих двух апостолов на дальнейшее развитие христианской религии, Петр и Павел удостоились бесчисленных воспроизведений в иконах, статуях, барельефах, картинах. Также по всему миру в честь святых апостолов строились храмы. Самым значимым для Католической Церкви стал собор святого Петра в Ватикане. В России поспорить с ним не может ни одни храм, за исключением, возможно, Петропавловских соборов в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга, в Казани и Петергофе. Но храмы, церкви и часовни, посвященные этим святым, стоят в большинстве городов нашей страны.
Собор Петра и Павла в Казани — уникальный образец русского барокко XVIII века, очень редкого в истории русского провинциального зодчества. Сочетание традиционного православного храма и колокольни, принадлежащей иной школе зодчества и решенной в традициях, характерных для архитектуры Востока, создало необыкновенный ансамбль. Необычайно также цветовое решение церкви, в котором отразились местные традиции.
Строительство Петропавловского собора в 1722—1726 году, завершившее цепочку башен монументального ансамбля церквей Кремлевского и Воскресенского холмов, стало для казанцев знаменательным событием. Собор Петра и Павла иногда сравнивают с церковью в Филях и другими произведениями «русского барокко».
Архитектура собора Петра и Павла оказывается при ближайшем рассмотрении весьма сходной с теми зданиями, что была выстроены в местных традициях казанского края. В московском барокко XVIII века таких форм нет, зато в казанском зодчестве они применялись вплоть до второй половины XVIII столетия, в том числе и в архитектуре татарских мечетей.
Что касается колокольни, если даже эта многоярусная башня и появилась одновременно со зданием собора, едва ли ее строили те же мастера, поскольку сама архитектура ее говорит об ином профессиональном подходе ее создателей. Судя по всему, мастер, возглавлявший строительство, решил противопоставить колокольню храму — прием, издавна применявшийся, например, на Востоке при строительстве мечетей.
В 1829 году Роберт Лангель, автор одной из книг о Казани писал: «Церковь Петра и Павла… имеет чисто японскую форму и снаружи испещрена множеством фигур, раскрашенных самыми яркими цветами». Действительно, в церковной архитектуре других областей России не встречается такое сочетания цветов, в то время как в раскраске татарских мечетей, правда, чуть более поздних, преобладали именно: охристо-желтый фон и голубые, зеленые, белые и красные детали.
День святых первоверховных апостолов Петра и Павла — престольный праздник Императорского Петропавловского собора. Первый деревянный храм на территории Петропавловской крепости был заложен 12 июля 1703 года. В 1712 году на месте этой маленькой деревянной церкви святых Петра и Павла знаменитый итальянский архитектор Доменико Трезини спроектировал каменный собор по образцу церквей Западной Европы. Собор строился долго и был освящен 21 год спустя — 12 июля, в день небесных покровителей новой российской столицы Петра и Павла.
Петропавловский собор — не только один из главных петербургских храмов, но и, согласно указу Петра I, усыпальница членов императорской фамилии. Сам основатель города также погребен у южной стены собора.
Церковь Петра и Павла в Кожевниках в Новгороде — кубического типа одноглавое здание. Фасады ее имеют трехлопастное завершение, оформленное многолопастной ползучей аркой. Фасады здания, очень строгие и законченные по пропорциям, в завершающих частях акцентированы лаконично и мастерски прорисованной кирпичной орнаментацией, отдельные мотивы которой встречаются и в более ранних памятниках Новгорода, начиная с середины XIV века.
Основные элементы внутреннего пространства здания полностью повторяли традиционное решение, выработавшееся во второй половине XIV века. Особенностью интерьера церкви Петра и Павла является устройство входа на полати не в толще западной стены, как это было обычно в новгородских храмах с конца XII по XV век, а в виде самостоятельной каменной лестницы, находившейся в северо-западном членении храма.
Церковь Петра и Павла, поставленная на берегу Волхова, восточным фасадом обращена к реке. Силуэт, пропорции и умело выбранное местоположение храма делают этот памятник архитектуры одним из важнейших компонентов «восточного фасада» Софийской стороны Новгорода. Сильно поврежденная в период фашистской оккупации Новгорода, церковь Петра и Павла в 1959 году была восстановлена в первоначальных формах.
Церковь Петра и Павла — один из трёх уцелевших на поверхности земли памятников смоленского зодчества XII в. и сохранившийся лучше двух других. К сожалению точной летописной записи, датирующей эту постройку, не существует. С захватом Смоленска поляками и учреждением католической, а затем униатской епископии архиепископ Лев Кревза-Ржевусский организовал у церкви Петра и Павла свою резиденцию, для чего в 30-х гг. XVII в. с запада от храма были выстроены примыкавшие к нему двухэтажные палаты, а сам храм превращён в костёл.
После возврата Смоленска в 1654 г. в лоно России униатская база у церкви Петра и Павла была ликвидирована. Около западного торца дворцового корпуса была построена красивая шатровая колокольня с двумя эффектными раскидистыми лестницами. В следующем столетии над дворцом был выстроен третий этаж, занятый придельной церковью Варвары. Так замечательный памятник XII в., храм Петра и Павла, включился в чуждый ему архитектурный комплекс, в котором занял явно подчинённое место — он был ниже и меньше дворцового корпуса. В 1782 году с северной стороны к церкви примкнул придел Нила Столбенского. Во время очередного ремонта в 1812 году была разобрана древняя глава, заменённая новой, а при ремонте 1894−1895 годах стены всего храма снаружи были перетёрты и окрашены, что ещё более объединило древнее здание с его поздними пристройками. Лишь наблюдения П. П. Покрышкина, сделанные во время ремонта храма в 1908 году, установили, что пол храма сильно поднят против первоначального, а в нижней части его стен были ниши.
Собор святых апостолов Петра и Павла является самым значительным из сохранившихся петергофских храмов. Построенный в 1905 году по проекту архитектора Hиколая Султанова, он имеет много планировочных особенностей, отличающих его от традиционных храмов. В нем находятся специальные места для освящения яиц, куличей и пасхи, исповедальня, помещение для отпевания усопших и галерея для крестных ходов при непогоде.
Решение о создании храма было принято в 1892 году, а весной 1893 года император Александр II утвердил проект. Официально храм был заложен 25 июля 1895 года. Роспись собора выполнялась по эскизам Султанова московскими мастерами, иконописцами знаменитого села Палех, по рисункам архитектора исполнялась и вся церковная утварь. Торжественное освящение храма состоялось в 1905 году в присутствии императорской семьи.
В годы Великой Отечественной войны храм был сильно поврежден, а при советской власти пришел в запустение. Только с 1 января 1990 года началась расчистка и реставрация собор.
Церковь святых апостолов Петра и Павла при училище глухонемых была ликвидирована одной из последних домовых церквей Петербурга. 1 марта 1918 года при ней была образована община, одновременно состоялась передача храма со всем находящимся в нем имуществом и церковной утварью созданной общине. Приходской совет общины состоял тогда из двенадцати человек, судя по указанным адресам, — служащих в училище, и прихожан, живущих вблизи храма, — под председательством протоиерея Михаила Николаевича Дымского, настоятеля церкви еще с 1891 года. В августе того же года, когда вышли два декрета о ликвидации домовых церквей, храм был признан не подлежащим закрытию в виду особенностей богослужений, предназначенных для глухонемых.
В 1922 году Петропавловская церковь была одной из трех домовых церквей, остававшихся открытыми. Другими двумя были церкви Двунадесяти апостолов при Главном управлении почты и телеграфа и Спаса Нерукотворного при Придворно-конюшенной части. Однако открытым храм оставался недолго. Фактом существования при учебном заведении церкви был сильно обеспокоен «шеф» института глухонемых — коллектив центральной государственной фабрики производства одежды им. Володарского. На заседании бюро коллектива 31 января 1923 года сообщалось, что «до сих пор в церкви служит священник». Бюро коллектива постановило немедленно уволить священника, а также ходатайствовать перед советом Центрального городского района о закрытии церкви. Этот план и был осуществлен в ближайшие полтора месяца, и 9 марта 1923 года Петропавловскую церковь закрыли, устроив в ее помещении клуб. Вся церковная утварь была ликвидирована, иконостас взят в Музей отжившего культа.
Первые документальные сведения о селе Лужки, расположенных на территории Истринского района Московской области дошли до нас в довольно ранней грамоте, датируемой исследователями периодом 1431−1433 годов. Из писцовой книги сел Московского уезда 1623 года известно, что здесь стоял «храм Никола Чудотворец деревян клетцки». В 1730 году вдова стольника Аграфена Феоктистовна Ладыгина подала прошение, в котором писала, что при никольской церкви села Лужков «имеется ныне приходских дворов со сто и болши и за утеснением деревянной церкви приходских людей ныне по обещанию моему желаю я на том же церковном кладбище близ тоя же деревянныя церкви над гробами родителей своих построить вновь каменную церковь во имя Святых Верховных апостолов Петра и Павла». В 1934 году строительство было закончено, а церковь освящена. Во время нашествия Наполеона в 1812 году село пострадало от неприятеля — было сожжено несколько домов, однако храм уцелел.
После 1917 года храм был закрыт и подвергся частичному разрушению. Более семидесяти лет, в нем не совершалось богослужений. Лишь летом 1996 года в храме Петра и Павла снова появился постоянный священник, и начались службы.
Невозможно перечислить даже самые значимые храмы, выстроенные в честь святых апостолов Петра и Павла. Но нельзя и не упомянуть русский православный собор святых апостолов Петра и Павла в Монреале, являющийся приходом Американской Православной Церкви, начало которой идет с Аляскинской Русской Православной Миссии конца XVIII века. Церковь создана молитвами и трудом просветителей Америки: святителя Иннокентия, митрополита Московского, преподобного Германа Аляскинскинского и других святых миссионеров. Приход находится в Монреале, одном из старейших городов провинции Квебек, он не является этническим и управляется епископом Оттавским и всея Канады Серафимом.