Православие и современность | Ольга Новикова | 12.07.2006 |
Так пять лет назад началось мое знакомство с Александром Павловичем Федоровым и его музеем. То, чем занимался этот удивительный человек на протяжении почти всей своей жизни, трудно назвать увлечением. Собирательство, коллекционирование — это, в действительности, и была его жизнь. Он родился в селе Мизино-Лапшиновка Татищевского района и с детства увлекся краеведением. У него было особое чутье, обостренное ощущение быстротечности времени, бесценного с точки зрения истории. Иначе откуда бы он мог знать, что те вещи, которые окружали его с детства и которыми в быту пользовались его предки, вскоре станут свидетелями безвозвратно ушедшей эпохи?
Стремясь сберечь память о прошлом для будущих поколений, Александр Павлович и стал собирать свою коллекцию. Человек энциклопедических знаний, он не имел специального образования, но отлично разбирался в истории, биологии и археологии. Не только люди, интересующиеся краеведением, но нередко и музейные работники обращались к нему за консультациями, и на все вопросы он находил ответы.
В поисках новых экспонатов Федоров исколесил всю область: отправлялся в туристические походы, участвовал в геологических раскопках, обходил чердаки заброшенных домов, свалки, дворы покинутых деревень, беседовал со старожилами. Многие жители сами передавали в его коллекцию интересные вещи. В результате им было собрано более трех с половиной тысяч предметов музейного значения: редкие фотографии, документы, касающиеся истории района, старинные книги, орудия труда, предметы домашнего обихода — все, что было связано с историей крестьянского быта и жизнью сельчан.
В коллекции Александра Павловича были уникальные экспонаты. Помню, меня как выпускницу филологического факультета СГУ особенно поразил письменный стол из усадьбы Шахматовых (их родовое поместье в селе Губаревка находилось неподалеку от Вязовки и, как и все дворянские гнезда, было разорено). Возможно, что за этим столом в свое время сидел сам академик Шахматов, известный языковед.
Увлечение археологией позволило Федорову собрать большую палеонтологическую и геологическую коллекцию. Школьников, приходивших к нему на экскурсии, приводили в восторг зубы древних акул и позвонки давно вымерших динозавров, вызывали интерес и необычные камни, которые Федоров находил в окрестностях Вязовки. Кроме этого, в его собрании были отдельные коллекции весоизмерительных приборов, нумизматики, самоваров, колоколов и колокольчиков, среди которых были экспонаты, датируемые концом XVIII — началом XIX века.
Особенно бережно Александр Павлович хранил найденные им иконы, складни, меднолитые кресты и церковную утварь: выносной крест, церковная печать, лампады, футляры для церковных книг и небольшой церковный колокол — вот то, что он смог собрать и сохранить в своем музее. Многим людям Федоров помогал привести в порядок их семейные реликвии: чистил и при необходимости реставрировал.
В Вязовском уезде до революции было много церквей и храмов, от которых мало что уцелело. Александру Павловичу удалось найти чудом сохранившийся рисунок церкви в честь Рождества Христова, написанный вязовской помещицей А. Норден, и старинные фотографии храма, благодаря которым теперь можно представить, каким красивым и величественным он был когда-то. Нашел собиратель и сведения о священнослужителях вязовского прихода, где на протяжении нескольких десятилетий служили три поколения семьи Вязовских. Как удалось выяснить Федорову, Вязовские находились в родстве с Чернышевскими. Известно, что протои ерей Федор Степанович Вязовский был духовным восприемником революционера-демократа Н.Г. Чернышевского, сторонники теорий которого затем разрушили вязовскую церковь…
Последним в династии был священник Сергей Григорьевич Вязовский. Он не принял советскую власть, был арестован и скончался в аткарской тюрьме в 30-е годы XX века.
Музей, которого не было
Все, что удавалось узнать или найти, Федоров помнил до мельчайших подробностей: кому принадлежала та или иная вещь, для чего предназначалась, как попала в коллекцию, кто был дарителем. И о каждом предмете мог рассказывать часами.
А какие интересные экскурсии водил он по живописным окрестностям Вязовки! Показывал памятники природы и местные достопримечательности: вековую дубраву, черноольшанник, дендрарий Вязовского лесхоза. К нему часто приезжали школьники из районных деревень и студенты из Саратова, были даже гости из Канады и США. Для традиционного в районе туристического слета он каждый год готовил краеведческий конкурс. И с грустью отмечал отсутствие тяги к истории родной страны в подрастающем поколении. Именно поэтому он и мечтал создать музей. Экспонатов для него уже было достаточно, и Александр Павлович стал всерьез задумываться о придании коллекции статуса музея. Он был создан и получил статус филиала областного музея краеведения, но, к сожалению, просуществовал только два с половиной года. Затем были попытки создать районный музей в Татищево, но и там он просуществовал недолго, и Федоров вновь продолжил заниматься своим любимым делом на общественных началах. А потом его и вовсе попросили освободить занимаемое музеем помещение.
Время перемен диктовало свои рыночные условия существования и выживания. Вести диалог на этом языке Александр Павлович не умел, он вообще был в этом отношении «неудобным» человеком, не мог найти контакт с «нужными» людьми. И наша встреча с ним в бывшем общежитии Вязовского лесхоза состоялась уже после того, как одна часть коллекции нашла здесь свое пристанище — в двух маленьких неотапливаемых и неохраняемых комнатках, а другая, более ценная и большая по объему, была передана в Саратовский областной музей краеведения и другие музеи.
Перед тем как навсегда отдать коллекцию, Федоров неоднократно предпринимал попытки вновь открыть музей в Вязовке и до последнего не переставал на это надеяться. Но время шло, а экспонаты оставались в помещении общежития. Тогда Александр Павлович решил передать остатки коллекции в государственные музеи. Сейчас собранные им экспонаты хранятся в собраниях областного музея краеведения, музея Боевой славы на Соколовой горе и Энгельсского краеведческого музея.
После смерти начинается история
Как-то в одном из разговоров Александр Павлович обмолвился, что мечтает когда-нибудь увидеть переданную им в музей краеведения коллекцию в виде отдельной выставки. Так, чтобы посетители смогли узнать, откуда взялась та или иная вещь, кому она принадлежала ранее. Его желание осуществилось. В краеведческом музее открылась выставка «Краевед, собиратель, даритель», где все, кто помогал Федорову в создании коллекции, названы по именам — вот только ее хранителя уже нет в живых. Год назад, 1 июля 2005 года, Александра Павловича Федорова не стало.На открытии выставки много говорили о том, каким замечательным человеком он был, какую удивительную коллекцию собрал, скольких трудов стоило ему ее сохранить и приумножить. Кто-то из современных поэтов верно заметил: «Все хорошо, но нам при жизни нужны хорошие слова…».
К сожалению, при жизни Александру Павловичу Федорову не приходилось их слышать в свой адрес. Чаще его ругали. За то, что он лишил родное село, да и весь район редких и ценных экспонатов, передав их в Саратов (музей в Татищево впоследствии все-таки был создан, но насколько он мог бы стать богаче, если бы в его основу легла коллекция Федорова!). Находились и те, кто обвинял его в том, что он чуть ли не грабил бедных старушек, отнимая у них предметы старины, и наживался на этом. Конечно, все это вымыслы. Просто людям, далеким от представления о том, что это значит — по-настоящему ценить и уважать свою родину, была непонятна та всепоглощающая любовь к истории родного края, которая горела в душе вязовского краеведа, и незнакомо стремление, которое руководило этим увлеченным своим делом человеком. Как и тем, кто ориентируется в жизни лишь на удовлетворение материальных запросов, казалось странным полное отсутствие в нем жажды стяжательства. Единственное, к чему стремился Александр Павлович, — придать официальный статус своей коллекции, и потому вполне законным было его желание получать зарплату музейного работника (по нашим временам весьма символическая сумма), которым он, по сути, и являлся. За годы работы истопником и бескорыстного служения своему делу (все экскурсии в его музее были бесплатными) он это заслужил.
Нет, Федоров не нажил себе ни особняка, ни даже машины. Бессребреник и альтруист, он собрал уникальную коллекцию, в которой были поистине бесценные экспонаты, как, например, редкий экземпляр книги «Апостол» XVI века. Но он никогда не считал ее своей личной. А если и распорядился ею по своему усмотрению, то сделал это исключительно в интересах ее сохранности. Иного выхода человек, горячо переживавший за свое дело, просто не нашел. Равнодушие окружающих погубило бы экспонаты, а они — и это Федоров ощущал предельно остро — должны были стать наследием для потомков. Они ими и стали. Предметы из коллекции Федорова, переданные в государственные музеи, стали частью музейного фонда Российской Федерации и теперь являются общенациональным достоянием.
Сохранить в веках
В жизни каждого человека есть удивительные встречи, когда незначительное на первый взгляд событие или знакомство с новым человеком вдруг приобретает особый смысл, и ты узнаешь что-то, что полностью меняет твои представления о давно известных вещах. Так, понятия «патриотизм», «любовь к Родине» у меня как у дочери военного с детства ассоциировались с фильмом «Офицеры». После знакомства с Федоровым я поняла, что не только исполнение воинского долга может служить примером подлинного патриотизма. Неподдельную и искреннюю любовь к родному краю явил спокойный человек с необыкновенно ясными и добрыми глазами, который собрал и бережно хранил коллекцию предметов русской старины. Не для того, чтобы отнести ее в антикварную лавку и купить себе «Мерседес», а с тем, чтобы создать музей для будущих поколений и тем самым сохранить в веках историю жизни и быта своих земляков.