Русская линия
Православие.Ru Алексей Сагань11.07.2006 

Вызовы времени и пути развития церковной жизни
Круглый стол в Даниловом монастыре

Что можно сказать о Церкви Христовой, когда приходится говорить не о Божественной ее стороне, где «все хорошо весьма», а о человеческой, где к делающемуся и сделанному эту оценку можно бывает приложить далеко не всегда? Что-то в жизни Церкви бывает недостаточно хорошо, а что-то и нехорошо весьма.

Сказать можно вот что. До тех пор пока Церковь жива, пока она благодатна, она не устанет врачевать слабости своих членов: наставлять, обличать, помогать. Не устанет она и совершать свое пророческое и священническое служение по отношению к внешнему миру, часто принимая на себя незаслуженную клевету и прямое противодействие со стороны врагов истины.

Пути исполнения этого призвания Церкви никогда не были легкими, простыми — они всегда требовали не только труда, но и понимания, согласования, детального обсуждения. Именно с этой целью, по инициативе Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи, в доме наместника Данилова монастыря был собран представительный круглый стол «Вызовы времени и пути развития церковной жизни», состоявшийся 21 июня 2006 года. За одним столом собрались представители Синодальных отделов Московского Патриархата, церковные публицисты и общественные деятели, многочисленные слушатели.

Разговор получился не только интересным, но и обоюдоострым, неожиданным. Для людей, по разным причинам относящимся к Церкви недоброжелательно, — познавательным, в том смысле, что Церковь готова сама обсуждать такие проблемы своей жизни, о которых они, возможно, и не знали. Для верных чад Церкви — поучительным, в том смысле, что не все, что выглядит благочестивым и правильным, является таковым на самом деле.

Александр, епископ Дмитровский, викарий Московской епархии:

Современная церковная жизнь характеризуется подчас двумя крайними направлениями, в тоже время абсолютно схожими по своей сути. Происходящими оттого, что человек, входя в Церковь, пытается активно реализоваться сам по себе, не давая места действовать Богу, не признавая авторитета церковного соборного предания, не ощущая живого присутствия Бога в своей жизни и, что очень важно, в жизни Церкви.

С одной стороны, некоторые новообращенные, не захотев учиться у Церкви, не вникая в ее внутреннюю суть и жизнь, считают необходимым заняться ее модернизацией, для общей пользы, стараясь ее сделать более понятной и удобной для человеческой природы, поврежденной грехом. С другой, признавая ту или иную эпоху образцом подлинной церковности, тщетно пытаются воспроизвести ее в сегодняшней жизни. Святейший Патриарх как-то раз хорошо сказал об этом: «Оглядываясь постоянно на XV или XVII, или какой-нибудь другой век и считая его в церковной области непререкаемым авторитетом и образцом, мы, подобно жене Лота, оглянувшейся назад, можем стать соляным столпом». Преодоление этих болезненных явлений возможно только в результате возрождения подлинного церковного сознания, которое находится в кризисе, ввиду широкого распространения религиозного индивидуализма

К сожалению, церковность, понимаемая только как сумма общих догматов, канонических правил, чинопоследований, святоотеческих текстов, духовных авторитетов и иерархии, далека от той подлинной соборности, которая является определяющим свойством и органическим началом жизни Церкви, в которой должен раскрыться в своем внутреннем потенциале всякий ее член.

Все, что не ведет к возрастанию в любви к Богу и человеку, бесплодно. Между тем современную лжецерковность подчас характеризует обособленность, противопоставление и превозношение не только по отношению к тем, кто находится вне спасительной церковной ограды, но и, под предлогом охранения чистоты Православия, по отношению к другим членам Церкви. Это проявляется и в непомерном легковерии ко всякому харизматическому наставнику, вопреки соборному суждению Церкви, и в надуманном противопоставлении личной святости благодатности иерархии.

Главной причиной таких установок является скрытая гордыня, эгоизм, предпочтение во всем себя самого ближнему. Религиозная жизнь при таком подходе становится вариантом самоутверждения, при котором определенный набор средств духовного совершенствования (таких как регулярная детальная исповедь, тщательное исполнение церковного устава в соблюдении поста, исправное посещение храма, исполнение домашнего молитвенного правила) становятся самоцелью для формирования успокоенности о своем духовном благополучии. Аскетическая засушенность, угрюмость, недоброжелательность и неприветливость к окружающим являются характерными чертами портрета носителя такой церковности. Духовность такого плана малопривлекательна и именно она является отталкивающим от Церкви явлением. На него указывают те, кто, переступая порог Церкви, не видят за ним ничего, кроме грубости и эгоизма, помноженных на массу запретов и условностей. Такого ли откровения от сынов Божиих ждет «страждущая от греха тварь»?

Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что церковная болезнь является только слабым отражением того эгоцентризма и взаимной отчужденности, которыми ныне поглощен секулярный мир. Современное цивилизованное общество, вовлеченное техническим прогрессом и кризисом идейного содержания жизни в глобалистический процесс размывания государственных, национальных, этнокультурных, этических начал, получает, с другой стороны, разломы этнического и конфессионального противостояния, взаимного обособления и отчуждения. Противопоставляются интересы индивида и общества, гражданина и государства, родителей и детей. Мы видим, как над миром утверждается господство золотого тельца, оставляющего священное право только за собственностью. Мы видим, как разрушаются нравственные устои отношений между полами, терпит глубочайший кризис институт семейственности и общности, и даже самое совершенное правовое урегулирование взаимоотношений между людьми не способно утолить муку одиночества и тоску по душевному единению с нашими ближними.

Следствием всеобщей отчужденности становится демографический кризис в обществе и угроза экологической катастрофы в мире. Замкнутость на себе и на своем атрофирует саму потребность в деторождении, а потребительское отношение к окружающему сотворенному Богом миру, ввиду потери ощущения внутренней сопричастности ему, понуждает воспринимать его только в качестве сырьевой базы для своего обогащения и потребления. Подобное состояние человечества напоминает время, к которому апостол Павел прилагает целый список нелестных эпитетов: «Люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщены, более сластолюбивы, нежели боголюбивы». По словам апостола Павла, всякое земное родительство имеет своим источником небесное отцовство Бога Отца, от которого именуется всякое отечество на небесах и на земле. И если всякое отцовство земное теряет свое значение в словах Христа: «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах», то только ввиду нового отцовства духовного, имеющего своим источником Бога. «У вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов, я родил вас во Христе Иисусе благовествованием», — пишет о своем духовном отцовстве апостол Павел. Такое отцовство является не властью внешнего авторитета, но властью любви.

Современный сербский иерарх и богослов митрополит Черногорский Амфилохий считает, что только искалеченный божественный авторитет может превратиться в средство принуждения и господства. «Если случится, что епископ, пресвитер, духовник, — пишет он, — перестают быть такими воистину святыми и духовными отцами, то есть в Боге переродившимися родителями, в муках рождающими своих духовных детей, тогда они могут пытаться прикрыть свое бессилие и бесплодие покровом доверенного им сана, ложным авторитетом, насилием, принуждением и другими эффектами. Тогда принуждение господства над душами и совестью становится неизбежным, святая тайна духовного отцовства и святоотцовства подменяется тиранической опекой, из которой вырастают ядовитые цветы рабства, бунта и взаимного уничтожения».

Таким образом, только жертвенная любовь может образовать правильную вертикаль взаимоотношений в Церкви. Вместе с тем Божественное усыновление формирует и горизонталь человеческих взаимоотношений. Если мы дети одного Отца, то мы братья друг другу и наша любовь к Богу понуждает нас преодолевать эгоистическую замкнутость на себе.

Духовная семейственность, как основа церковной соборности, вырастает из здорового земного опыта семейной жизни. Она является даром благодати, помноженным на естественную благодать, реализованную человеком через верное следование своему семейному призванию. Наш современник, афонский старец Паисий, предупреждает: «Когда разрушится семья, разрушится все — и духовенство, и монашество». Поэтому сохранение семьи — задача вселенского масштаба, необходимая как для правильного развития внутрицерковной жизни, так и для спасения всего человечества.

Игумен Петр (Мещеринов), руководитель Школы молодежного служения при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи:

Мне придется только дополнить доклад владыки Александра, потому что он уже исчерпывающе и глубоко обрисовал нашу фундаментальную проблематику. Поэтому я хотел бы только высказать свой взгляд на вопросы миссии Церкви среди молодежи.

Я могу привести примеры открытых вопросов из этой области. Например, появляться ли миссионерам на рок-концертах? Как говорить о Боге с современными детьми: отвергать ли сразу, сходу, то, что они читают, слушают, или же искать во всем этом то, к чему может привиться наше слово о Христе? Это очень важная проблема, потому что в церковной среде сейчас преобладает установка на то, чтобы отвергать и клеймить, поместить детей как бы в непроницаемую коробочку, не пускать их туда или сюда… И какими потом эти дети вырастают?

Это и проблема катехизации. Протоиерей Глеб Каледа писал об этом, что «и доныне наши проповеди не христоцентричны». Вот это, на мой взгляд, одна из главных проблем церковной проповеди и катехизации. Дело в том, что христоцентричность мы иногда подменяем такими действительно нужными и важными вещами, как величие России, патриотизм, сопротивление глобализации. Здесь надо вспомнить евангельские слова Спасителя о том, что и «это надо делать, и того не оставлять», а мы часто увлекаемся и подменяем вселенское значение Церкви национализмом и обскурантизмом. Это важная проблема, потому что, по моему собственному опыту, многим молодым людям это препятствует войти в Церковь, потому что они ищут именно Христа, а не что-то еще.

Протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата:

Важная проблема заключена в том, что при наличии больших сил и в молодежной работе, и в церковно-общественной деятельности, и в других областях чувствуется разобщенность этих сил. У нас, например, заметно неполезное стремление обязательно быть главными, не замечать друг друга. Причем эта тенденция прослеживается в разговорах со спонсорами, с органами государственной власти, со священноначалием. Вот такой вождизм в православной общественной среде, как мне кажется, должен быть преодолен. Он и преодолевается постепенно, что-то меняется в лучшую сторону. Так, у нас был период, когда одновременно существовало пять или шесть христианско-демократических партий и каждая претендовала на то, что только она одна достойна внимания. Теперь в этой области стало больше порядка.

Для того, чтобы искать пути выхода из такой ситуации, мне кажется, прежде всего надо использовать общецерковные мероприятия, такие как Рождественские чтения, выставки «Православная Русь», разные церковные торжества… Надо, чтобы одно и то же дело не делалось в разных местах и чтобы мы могли почувствовать себя разными частями единого духовного организма.

Еще я хотел бы призвать к осторожности в публичном высказывании частных мнений, особенно частных мнений, касающихся того или иного нашего брата или сестры во Христе. К сожалению, слишком часто бросаются обвинения в том, что тот-то и тот-то разрушает Православие, тот неправильно мыслит, у того-то не та культура, а тот — еретик. Причем эти обвинения звучат с самых разных сторон. Обычно принято считать, что более консервативная часть церковного общества страдает такой жесткостью оценок, но я знаю случаи, когда и либеральная часть церковного общества страдает не меньшей жесткостью. Если почитать газеты и статьи, восходящие к нашим западным братьям и сестрам, здесь часто можно прочесть высказывания типа: язычники, фашисты, разрушители Церкви и все прочее. Нам нужно вспомнить, что Спаситель говорил о злословии в Нагорной проповеди. Конечно, иногда мы должны высказывать правду, говорить друг другу нелицеприятные вещи, но в Священном Писании ясно сказано о том, как это должно происходить между христианами: сначала с глазу на глаз, потом при свидетелях и если совсем уже что-то неправильно, то надо поведать об этом Церкви. А мы сначала делаем заявления в средствах массовой информации, после чего вынуждены бываем говорить с глазу на глаз.

Будем стремиться помогать и Церкви, и обществу, и отдельным людям, и стране, и тогда нам поверят.

Протоиерей Дмитрий Смирнов, глава Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями:

Есть у нас такая проблема, что очень многие люди, которые тяготеют к Церкви, и даже церковные люди недостаточно церковно образованы. Это не только незнание догматики или каноники, но даже элементарное невежество. Последнее время участились такие случаи, когда в Церковь приходят очень симпатичные молодые люди, до 30 лет, у которых даже на уровне понятий отсутствует чувство греха. Иногда объяснить молодому человеку, почему убивать людей нельзя, не представляется возможным (видимо, имеются в виду аборты. — А.С.).

И вот вызов времени: действительно русский народ и множество других народов, которые населяют нашу страну, тяготеют к Церкви. Церковь для людей действительно что-то святое, но основным воспитателем нашей молодежи при этом остается телевизор, улица немного воспитывает, но телевизору она не может составить конкуренции. Все эти так называемые ценности отвратительного современного мира становятся достоянием множества людей, потому что их упаковывают очень броско, и молодежь, по своей сорочьей повадке, хватает то, что больше блестит. Поэтому я считаю, что борьба с идеологическими врагами для Церкви совершенно необходима. Церковь должна реагировать на это и методично, без истерики это постоянно разъяснять. Для этого нам нужна церковно-образованная молодежь, одержимая пафосом миссионерства. Реальность современной церковной жизни такова, что у большей части священников для этого просто нет возможности. Я не знаю, как с этим обстоят дела где-нибудь в Саратове, но у нас в Москве, где на 10 миллионов жителей приходится 750 церквей… я не знаю, какое надо иметь здоровье, чтобы хотя бы всех поисповедовать и причастить. В нашем храме, например, бывает 500−700 причастников, из них две трети пришли вообще в первый раз. Поэтому, конечно, нам очень нужны катехизаторы.

Диакон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии:

Как-то по ходу лекции в Московской духовной академии я сказал слушателям: «Ребята, я уверен, что среди вас, в этой аудитории, сидят будущие епископы». Студенты сразу же взбодрились, и все глаза на миг обратились ко мне, изображая полную готовность и внимание. «В один прекрасный день вы будете возглавлять заседание организационной комиссии, задачей которой будет организовать празднование знаменательного события в жизни епархии — годовщины вашего назначения. У меня к вам просьба. Не могли бы вы тогда, в ходе заседания, сказать отцам благочинным примерно следующее. Вы знаете, я не корова, я цветов не ем. Не надо мне от всех 200 приходов приносить букеты по 10 тысяч рублей каждый. Принесите их стоимость в конвертиках, а я даю вам честное архиерейское слово, что эти деньги я отдам на миссионерские проекты. И я вас уверяю, проблема финансирования миссии на этом в Церкви будет закрыта. Это регулярный, хороший источник доходов, поскольку в году бывает, несколько букетоприносящих дней. Это именины владыки, престольный праздник кафедрального собора, Рождество, Пасха…».

Евгений Константинович Никифоров, председатель православного общества «Радонеж»:

Мы можем твердо сказать, что враги у Церкви есть и они очень серьезные. Например, голубой сценарий, который, в первую очередь, бьет по общественной нравственности и, следовательно, по Церкви. Он очень сильно напоминает оранжевый сценарий, потому что он разрабатывается и воплощается одними и теми же кругами. Кто такие голубые? Это люди, по большей части, не склонные к социальной активности. За их активностью стоит политическая воля и большие средства. Сценарий гей-парадов предлагался по всему миру и, соответственно, в России. Для чего это надо и чего хотят добиться организаторы? Гей-парады — это часть глобализационного проекта.

Есть мнение, высказываемое разными людьми, что Церковь никого не должна обличать. Но, извините, отец наместник, за эту метафору, но что произойдет, когда наместницей Данилова монастыря вдруг станет «священница"-лесбиянка? А перспектива эта, к сожалению, ближайшая. Потому что закон о гомофобии уже сейчас издан в Европе. Нам только кажется, что всего этого у нас не может быть! А может быть и будет.

Что, собственно говоря, происходит? Антихристианские силы ведут сейчас свой «последний и решительный бой» за окончательный демонтаж христианской цивилизации. В связи с этим происходят глобализационные процессы, но оседлала это движение некая вполне конкретная политическая сила, представляющая олигархический спекулятивный капитал.

Ввиду этой угрозы мы должны моментально распознавать и пресекать подобные понятийные диверсии. Мы не должны соглашаться с навязыванием нам многокультурной идеологии. Правовые основания и поддержка общества у нас для этого имеются — 85% российских граждан приняли святое крещение, этим они сделали свой сознательный выбор и поэтому они, как минимум, имеют право знать, что составляет основу их православной культуры. Россия — это национальное русское православное государство. Имеющиеся в ней меньшинства, уважаемые, любимые, пестуемые и т. д. должны быть меньшинствами, которые знают свое собственное место в нашем обществе.

Протоиерей Георгий Митрофанов, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, член Синодальной комиссии по канонизации святых:

Я хотел бы предложить вам рассуждения из сферы, на первый взгляд, совершенно идиллической. Церковный народ почитает подвижников, подвижники чудотворят, а священноначалие проводит канонизацию. Но, вместе с тем, проблемы есть.

В синодальную комиссию со всех епархий стекается информация о почитании святых, и есть возможность на основе этой информации сделать некоторые выводы о том, как церковное сознание проявляет себя в этой сфере. Мне хотелось бы поделиться выводами, которые, как мне кажется, говорят об очень серьезном неблагополучии в нашей церковной жизни. Среди полутора тысяч канонизированных недавно подвижников, большую часть составляют мученики — около 1400. И вот серьезная проблема заключена в том, что широкого почитания новомучеников в нашей Церкви так и не возникло. Для нас, членов комиссии, этот факт стал неожиданностью. Единственным широко почитаемым новомучеником, а если точнее, страстотерпцем стал наш последний государь. Молебны другим новомученикам, исповедникам, страстотерпцам совершаются крайне редко, в основном в памятные даты. Причем в Москве гораздо шире, чем в провинции.

В то же время обнаруживается нечто иное. За эти годы в нашу комиссию приходило очень много информации о чудотворениях. Чудотворения фиксировались с точки зрения тех, кто о них свидетельствовал. Конкретные люди — миряне и мирянки (чаще), монахи и монахини (чаще) — предоставляли нам примеры чудотворений. Я мог бы привести очень много смешных (если бы они не были так грустны) примеров того, что именно у нас даже монашествующие воспринимают чудотворением. В основном люди повествуют о том, что во время панихид о упокоении того или иного неканонизированного подвижника, во время помазания елеем из лампады над его усыпальницей у них проходит насморк, кашель, головная боль… Если бы мы отзывались на этого рода сведения, то нам пришлось бы поставить вопрос о канонизации Кашпировского и Чумака. В этом обнаруживается черта на самом деле глубоко секуляризованного сознания и поразительный эгоцентризм человека, когда каждое изменение своего психологического состояния, в связи, например, с посещением храма, он готов рассматривать как чудо. Перед нами очень глубокая дезориентация людей, которая не проходит, несмотря на то, что ведется миссионерская и катехизаторская работа.

Таков, в общих чертах спектр мнений, высказанный участниками круглого стола. В ходе ответов на вопросы слушателей были также затронуты темы, связанные со взаимоотношениями между Церковью и государством. В частности, протоиерей Димитрий Смирнов высказал свое критическое мнение по поводу отмены отсрочки от службы в армии для студентов духовных семинарий и академий. С участием протоиерея Георгия Митрофанова обсуждалась возможность издания краткого патерика новомучеников и исповедников Российских.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/60 710 120 830


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика