Православие и современность | Священник Максим Плякин, Елена Плякина | 11.07.2006 |
Село Воронцовка
Храм во имя святителя Николая Чудотворца
Восстанавливаемый Никольский храм села Воронцовка |
Теплая двухпрестольная каменная церковь (главный престол — во имя святителя Николая Чудотворца, в приделе — в честь Покрова Пресвятой Богородицы) с каменной колокольней была построена в селе в 1826 году тщанием прихожан. 18-метровый храм был возведен на самой высокой точке села и виден со всей округи. Вокруг церкви была выстроена кирпичная ограда, за которой хоронили священнослужителей.
В штате причта состояли священник, диакон и псаломщик, проживавшие в церковных домах. В селе были земская и две церковно-приходские школы.
Храм был закрыт в 1929 году, во время коллективизации. С него были сняты колокола (причем один из них разбили), с купола и колокольни — кресты. Железо, покрывавшее кровлю храма, было передано в колхоз. С 1930-х годов церковь использовалась как складское помещение.
Здание Свято-Никольского храма — старейший сохранившийся памятник истории и культуры на территории Екатериновского района. В 2005 году сельскохозяйственный кооператив села выступил с инициативой восстановления Свято-Никольского храма, на что последовало благословение Преосвященнейшего Лонгина, епископа Саратовского и Вольского.
Село Сластуха
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери
Каменная двухпрестольная церковь (главный был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, в приделе — во имя святителя Николая Чудотворца) с каменной же колокольней была построена в Новой Сластухе в 1830 году тщанием крестьян села и помещика деревни Шинки Никанора Логвинова. Стены храма были покрыты росписями. В начале XX века в храме был установлен уникальный иконостас из фарфора с позолотой и орнаментом. Есть сведения, что его изготовление и установка выполнялись на средства, собранные местным волостным правлением. Одновременно с благоукрашением храма волость финансировала строительство церковно-приходской школы и больницы.
В штате причта состояли два священника, диакон и два псаломщика, проживавшие в общественных домах. В приходе были две земские и церковно-приходская школы в самом селе и церковно-приходские школы в приписных к приходу деревнях Киселевке, Шинках, Вязовом Враге и Афросимовке. Приход был многочисленный — из 7337 человек 7105 исповедо вали Православие.
3 июля 1929 года Екатериновским районным административным отделом с коллективом верующих села был заключен договор на право пользования зданием церкви. Однако уже в начале следующего года на общей волне коллективизации гонители добились закрытия храма: 17 февраля 1930 года Президиум Нижне-Волжского краевого исполкома Советов РКиК депутатов, «принимая во внимание… что в с. Сластухе организовались колхозы», постановил церковь в селе Сластухе закрыть, приспособив ее здание под школу.
Закрытие храма сопровождалось вандализмом: уникальный иконостас уничтожен — его разбили кувалдами и ломами, превратив в черепки, сожжены церковные книги, уничтожены иконы и церковная утварь, выбиты окна в храме.
В постановлении крайисполкома была указана смета на приспособление здания церкви под школу — 9187 рублей. Но, видно, «закрытие» храма было проведено настолько варварскими методами, что даже ремонт здания не уложился в эти средства. Восемь лет здание Казанского храма простояло пустым, пока, наконец, дирекция местной МТС не обратилась в Екатериновский райисполком с просьбой о передаче им закрытой сластушинской церкви для оборудования в ней машинно-тракторной мастерской. 16 июня 1938 года Президиум Екатериновского районного исполнительного комитета постановил: «В связи с тем, что Сластушинская МТС находится в крайне затруднительном положении с помещением под МТМ для ремонта тракторов и другого сельскохозяйственного инвентаря, считать необходимым передать имеющееся здание закрытой церкви Сластушинской МТС».
Храмовое здание было полностью перестроено: закрашены росписи, верхняя часть здания снята и разобрана. Полученный при разборке купола стройматериал был перевезен в Екатериновку для строительства новой школы. Гусеничные тракторы продолжили уничтожение убранства храма — испортили плиты полов. В таком виде здание Казанского храма пребывает и по сей день.
Село Боровая Полянщина
Храм во имя святого Архистратига Божия Михаила
Предположительно останки колокольни Михаило-Архангельского храма села Боровая Полянщина |
В штате причта состояли священник и псаломщик; дом для священника церковный. В селе была одноклассная церковно-приходская школа.
В годы советской власти храм практически полностью разрушен, сохранилась только колокольня.
Село Переезд
Храм во имя святого Архистратига Божия Михаила
Действующий Михаило-Архангельский храм села Переезд |
В штат причта входили священник и псаломщик, проживавшие в церковных домах. В селе Переезд было три церковные школы.
Храм был закрыт в начале 1930-х годов. В мае 1991 года храм был передан верующим и вновь открыт для совершения церковных служб. 19 апреля 2005 года на храме были установлены малые купола.
Авторы статьи выражают искреннюю благодарность Андрею Сдобникову (г. Ртищево) за неоценимую помощь при подготовке материала.
http://www.eparhia-saratov.ru/cgi-bin/print.cgi/txts/journal/articles/01church/144.html