Православие.Ru | Иван Андреев | 10.07.2006 |
Первое и самое главное отношение между религией и нравственностью есть отношение их неотъемлемого взаимодействия.
Религия и нравственность тесно связаны между собой. Религия невозможна без нравственности, а нравственность невозможна без религии. Вера без дел мертва. Такой верой веруют только бесы (веруют и трепещут). Истинная же вера (живая, а не мертвая) не может быть без добрых дел. Как благоухающий по природе цветок не может не благоухать, так и истинная вера не может не свидетельствоваться доброй нравственностью. В свою очередь и нравственность без религиозной основы и без религиозного света не может существовать и непременно завянет, подобно растению, лишенному корня, влаги и солнца. Религия без нравственности подобна бесплодной смоковнице; нравственность же без религии — подобна срубленной смоковнице.
Тесная и неразрывная взаимосвязь религии и нравственности вовсе, однако, не означает их тождества. Для того чтобы это было понятно, необходимо, кроме взаимной связи, показать и их различие.
Многие даже выдающиеся философы не понимали этого различия. Так, например, И. Кант утверждал: «Религия, по материи или по объекту, ничем не отличается от морали, т. к. общий предмет той и другой составляют нравственные обязанности; отличие религии от морали только формальное» («Спор факультетов», 1798).
Это формальное отличие состоит, по Канту, в том, что религия побуждает нас смотреть на наши нравственные обязанности не просто как на требование нравственного долга, но как на Божественные заповеди.
Воззрения, по которым самое существенное в религии относится к морали, а все остальное только к форме, высказывались давно. Таково, по существу, учение Будды и Конфуция. В древнегреческой философии стоики считали мораль выше религии. Отождествлял религию с моралью и Л.Толстой.
Для того чтобы понять различие между религиозным и нравственным чувством, следует обратить внимание на психологию этих переживаний и на различие объектов их. Нравственное чувство характеризуется стремлением к нравственно-доброму; религиозное же чувство — к бесконечному, совершенному во всех отношениях, к абсолютному. Цель первого — удовлетворение требования нравственного долга и стремление к нравственному совершенству, цель второго — единение с Богом.
Христианство категорически утверждает, что без помощи Божией невозможно ничего делать и даже просто жить.
«Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5).
«Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» (Мф. 15, 13).
«Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6).
Таким образом, между религией и нравственностью существует такое же отношение, какое существует между жизнью и деятельностью. Никакая деятельность невозможна без жизни. Религия дает жизнь. И только при условии этой жизни возможна нравственная деятельность.
Только в Боге может быть жизнь. Без Бога жизнь становится умиранием.
Идеал христианской нравственности — религиозный: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).