Православный Санкт-Петербург | Священник Георгий Иоффе | 10.07.2006 |
Один из известных теологов нашего времени заметил: «Слава Богу за то, что слова наших современников о том, что такое Бог, не соответствует действительности. То, что мы знаем о Боге, безконечно меньше того, чего о Нем мы не знаем. Наши знания всегда неполны и фрагментарны. Но каким бы близким к истине ни становилось наше знание о Боге, Бог всегда будет его превосходить и никогда не будет в нем помещаться». Даже у величайших богословов перехватывало дыхание, когда они старались изречь слово о невыразимом Боге.
Рассмотрим наиболее известные ложные мнения о Боге.
Первый образ Бога: незлобивый седовласый старец, добрый дедушка с длинной бородой — персонаж рисунков, который всё понимает, всё принимает и ни о чем не спрашивает. Будучи очень удобен, этот образ популярен, потому что вера в такого Боженьку ни к чему не обязывает и не предполагает никакой личной ответственности. И при наличии некоторого религиозного равнодушия это заблуждение, пожалуй, самое распространенное.
Второй образ Бога: некое высшее существо, высшая сила, вершина пирамиды, которую выстраивает наш рассудок, размышляя об устройстве мироздания. Бог — холодный, безстрастный, безличный, безразличный, не имеющий никакого отношения к нам. К Нему невозможно обратиться, как невозможно и чего-либо ждать от Него. Такое Божество словно вовсе не причастно к нашему миру. Все оккультные и псевдо-мистические учения базируются на этом ложном представлении. К сожалению, у многих православных, увлекавшихся до своего обращения в Православие оккультизмом, йогой, экстрасенсорикой, подобные идеи изживаются весьма нескоро.
Третий и самый страшный образ Бога — это соглядатай, шпион, контролер и палач. Он надзирает за нашей жизнью, Его интересуют наши ошибки, Он выжидает, как бы застигнуть нас на месте преступления. Это Бог-страшилище для непослушных. Им пугают смельчаков, Его боятся новоначальные, да и многие, на первый взгляд, воцерковленные прихожане, Он отпугивает доверчивых людей, когда они пытаются приблизиться к Православию. А, может быть, кто-нибудь встречал и пастырей, исповедующих подобные взгляды? Я встречал, к сожалению… Эксплуатируя именно этот образ, свивает гнездо младостарчество. В связи с этим образом наблюдаются упаднические настроения у верующих и возникает псевдоправославное сектантство.
Следующий образ — «Бог из машины», то есть некое театральное явление Бога в финале и Его участие в развязке. Такое явление Бога происходило с помощью особого механизма, отсюда и пошло это выражение «Бог из машины», означающее искусственное разрешение проблемы. Это — использование Бога, как «скорой помощи». Ведь чаще всего мы ищем Божией помощи только тогда, когда что-нибудь не так, а когда все в порядке, мы забываем о Нем. Вот и многие наши русские пословицы весьма характерны в этом отношении, например: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится».
Близкий к предыдущему образу — Бог-гарант. Это — искренняя вера, что ритуалами, обетами и приношениями Богу можно обезпечить себе Его защиту, некий плод воздаяния. Мол, разумные, порядочные и послушные могут быть уверены в награде. Этот образ Бога имеет в виду тот, кто частенько недоумевает: «Что я сделал плохого, что Он меня так наказывает? Всегда у меня все было в порядке…» Такой образ Бога-гаранта питает магические представления о загробной жизни.
Следующий образ — Бог порядка и богатства. Это, по преимуществу, Бог власть имущих. Он на стороне преуспевающих, важных и значительных, он покровительствует миру сему, и тот, кто не хочет присоединиться к существующему порядку вещей, попадает в Его немилость. Особенно любят поклоняться такому Богу диктаторы, деспоты и тираны. Характерно, например, использование таких представлений для современных неохаризматических движений, с их идеологией процветания, материального благополучия.
И последний образ , на котором мне бы хотелось остановиться, Бог обрядов — радостных или печальных, Бог свадеб, крестин, похорон, молебнов, Бог помпезных дешевых прижизненных вещей, Бог, как простое украшение жизни. Он удобен для, так называемых «подсвечников», тех, кто отстаивает церковные службы только на Пасху Христову и Рождество.
Во всех рассмотренных случаях Бог — Отец наш небесный и Творец — оказывается скроенным по человеческим меркам. Он мало похож на истинного Бога христиан. Истинный Бог — Бог любви и жизни, «везде сый и вся исполняяй» — на стороне страдающих и жертв. Истинный Бог — Бог для всех без исключения, ни к кому не безразличный, Он не ужасный и неприступный, не Некто, живущий вдали от нас, Он не желает смерти, несчастья и бед, не оставляет нас, в каком бы состоянии греха мы ни находились. Бог никому не мстит, никого не карает. Бог наказывает, поучая и вразумляя заблудших чад Своих, чтобы ограничить злую деятельность человека и направить его на путь спасения. Конечно, Бог может использовать и наказание, если все другие возможности для вразумления уже исчерпаны. Однако и наказывая, Бог проявляет Свою любовь к человеку, подобно врачу, который причиняет боль во имя спасения жизни больному.
Но из ложных представлений о Боге рождаются ложные представления о вере, которые можно вместить в два слова — магия и обрядоверие. Магия — стремление человека подчинить себе духовный мир, быть как Бог, то есть то, чем искушал человека диавол на заре человеческой истории. В основе магизма лежит принцип: «Ты — мне, я — тебе», он ждет от Неба только даров. Люди бегут в храм ставить самые толстые свечки (как будто Бог в них нуждается!) в полной уверенности, что все проблемы в их жизни происходят из-за того, что кто-то их испортил или сглазил. С тем же успехом такие «верующие» обращаются ко всевозможным бабкам, гадателям, колдунам, экстрасенсам. Это происходит, когда церковный ритуал является не религиозным, а чисто психологическим понятием, без глубокой духовной составляющей. Такие люди ходят в церковь потреблять благодать, ничего не давая взамен. Среди таких «верующих» распространено заблуждение, будто Таинство соборования очищает от грехов без всякого покаяния, а святое Причастие помогает повысить гемоглобин…
Перед тем, как человек принимает таинство святого Крещения, он отрекается от сатаны. Мы отрекаемся таким образом и от идолопоклонства и язычества, но происходит ли действительная перемена в жизни человека? Проведенное специальное исследование показывает, что более половины людей верят в приметы, а 42% - в вещие сны, 72% христиан не верят в вечную жизнь. В то, что на земле время от времени появляются инопланетяне, верит примерно пятая часть россиян, а предсказаниям астрологов почти треть. Астрологические прогнозы, гороскопы, предсказания, пророчества в наши дни получили всеобщее распространение, им придаются разнообразные привлекательные формы: от древнекитайских гаданий и каббалистических раскладок карт Таро до псевдонаучных компьютерных прогнозов. Задача подобного информационного давления на человека состоит в том, чтобы приучить его к мысли о предопределенности слепой судьбы, кармической или ведической заданности жизни, а также, чтобы отдалить человека от мыслей о Боге, оторвать от приверженности Богу, от стремления жить не по своей испорченной воле, но по воле Господа.
Образ Христа Спасителя, соединяющий в себе истинную веру, наследование жизни вечной и спасение мира, хранится, присутствует и лично действует в Церкви. Христос — глава Церкви, а Церковь — Его живой, богочеловеческий организм. И отпадают от него те, кто искажает истинную веру, уродует образ Христа-богочеловека, извращает Его святое учение. Задачей православной миссии является свидетельство об истинном Боге во Христе Иисусе. Иисус — сердце Православия, его непобедимая сила. Главная забота Православия была, есть и будет о том, чтобы через всю человеческую историю пронести и сохранить этот неизъяснимо прекрасный евангельский образ Христа и прославить Его истины.
Записала Ирина РУБЦОВА
Нельзя использовать спички при зажигании лампадки или свечки. В спичке содержится сера, а сера — материал дьявола.
Нельзя передавать свечки левой рукой.
Молиться необходимо только вслух.
После похорон необходим: заказ сорокоустов в трех монастырях; заказ сорока сорокоустов в сорока разных местах.
После соборования приносить домой огарки свечей и зажигать их в случае болезни.
Вера в семисвятную (взятую из семи источников и смешанную) и трехзвонную (взятую из трех разных церквей и смешанную) святую воду.
Необходимость подходить к исповеди со свечой.
Если во время исповеди случайно узнал о каком-либо чужом грехе, то этот грех перейдет на тебя.
Когда ставишь свечку на канон, нельзя подтапливать низ свечи, а то покойнику ноги подпалишь.
Нельзя зажигать свечку от другой свечи, иначе перейдут все болезни и беды того человека, что ее ставил.
При Крещении нельзя брать имена мучеников, а то всю жизнь человек будет мучиться.
После Крещения надо еще раз окреститься, чтобы получить второе имя и сделать это имя тайным, тогда никто не сможет навести порчу.
Кто первый встанет на полотенце при венчании, тот будет хозяином в доме.
Во время ссор святую воду надо прятать в шкаф, а то она впитает отрицательную энергетику и испортится.