Русская линия
Русская линия12.05.2008 

Протоиерей Геннадий Беловолов: Моральный долг государства восстановить те святыни, которое оно разрушило
В Санкт-Петербурге до сих пор не восстановлен ни один из разрушенных храмов

протоиерей Геннадий Беловолов«Помнится, перестройка начиналась под замечательным девизом: „Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?“ И первые ее годы были, безусловно ознаменованы ожиданием духовного возрождения, и на этой волне возникли конкретные проекты возрождения разрушенных храмов. В Петербурге, к сожалению, утрачены многие храмы, и если их суммировать, будет порядка ста», — сказал в интервью «Русской линии» настоятель Леушинского подворья в Санкт-Петербурге протоиерей Геннадий Беловолов, говоря о проблеме утраченных за годы безбожной власти православных храмов.

«Если до революции в нашем городе было более шестисот освященных храмов (вместе с домовыми), то сейчас их значительно меньше. И каждый утраченный храм это наша национальная трагедия. Тем более, что некоторые храмы были градообразующие, исторические, которые напоминали о каких-то исторических событиях истории России или Петербурга. Вспоминается Знаменский храм, который встречал всех, приезжавших в столицу Российской Империи. Он был как раз напротив Московского вокзала, и гости столицы возжигали свою первую свечу и возносили молитву именно в этом храме. Сейчас на его месте — станция метро „Площадь восстания“.

Также, любимый храм Петербургского купечества — храм Спаса на Сенной. Здесь купцы молились о своих делах, жертвовали большие суммы, подчас прямо в храме заключали большие сделки. И даже не надо было подписей, достаточно было крестного знамени и целования иконы. Этот храм был взорван в шестидесятые годы, и часть его территории также занимает станция метрополитена.

Или собор святых страстотерпцев Бориса и Глеба на Синопской набережной. Это была доминанта левого берега Невы. Пятикупольный шатровый собор делал российскую столицу именно русской. Тем более, что этот собор был воздвигнут как раз на месте явления Бориса и Глеба ижорскому старосте Пелгусию во времена Невской битвы. Это был первый памятник победе на берегах Невы.

Храм Рождества Христова, самый большой храм в Санкт-Петербурге на шестой Рождественской улице, где обычно встречали Рождество Царские особы, тоже был взорван — сегодня на его месте пустой сквер.

Также вспоминаются храм Спас-на-водах — храм-памятник героям Цусимы, которые несправедливо были забыты в советское время и вместе с этим памятником преданы забвению.

И, конечно же, храм апостола Матфия на Петроградской стороне, который был посвящен Нарвской победе Петра Великого, с которой, по сути, и началось прорубание окна в Европу», — напомнил отец Геннадий.

Священник также обратил внимание на то, что при советской власти в городе на Неве «разрушались именно знаковые памятники, так называемые викториальные храмы, характерные только для Петербурга, храмы-памятники российскому оружию»: «Как будто некий враг мстил России за эти победы. И эти разрушения могут порадовать только тех, кто потерпел поражение на полях сражений. И были надежды, что хотя бы один храм возродят в Петербурге. Ведь само слово „возрождение“ предполагает восстановление чего-то утраченного. Слава Богу, что у нас некоторые храмы переданы Петербургской епархии, построены новые храмы. Но, к сожалению, не восстановлен ни один из уничтоженных храмов. Это означает, что Петербург не обрел ничего из утраченного. Об этом особенно горько говорить на фоне Москвы, где более решительно действует власть и общественность. Там восстановлен Храм Христа Спасителя, восстановлен Казанский храм на Красной площади, восстановлены Вознесенские ворота на Красную площадь. И сейчас планируется целое восстановление комплекса на Варварке».

«В Петербурге же ситуация иная, — сказал отец Геннадий. — Мы знаем, что было несколько инициативных групп по воссозданию Троицкого храма на проспекте Обуховской обороны. Но ничего не слышно об итогах их деятельности. Была также инициативная группа по воссозданию храма на Сенной площади. Но все ограничилось разговорами. А между тем, восстановление этих храмов было бы исполнением нашего морального долга перед этими утраченными святынями. И с инициативой воссоздания храма апостола Матфия перед Петербургом опять встает вопрос о необходимости исполнить долг памяти».

«При освящении каждого храма, напомнил священник, Господь посылает Ангела Хранителя престолу Божию, который стоит уже на этом месте, даже если храм разрушен. И сколько же осиротевших ангелов в нашем городе, которые не имеют своего храма и хранят лишь его место? Поэтому будем молиться, чтобы разрушенные храмы восстали из пепла. И если мы действительно называем наш город святым, то он свят не небоскребами, а храмами. И долг государства, как моральный, так и юридический, восстановить те святыни, которые оно разрушило. Дело здесь только в политической воле, так как денег сейчас у государства много».
Русская линия


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика