Русская линия
Русская линия05.05.2008 

Протоиерей Всеволод Чаплин: Благодатный огонь — это тайна, и к ней нужно относиться с почтением
Замглавы ОВЦС призвал сомневающихся в Пасхальном чуде к сдержанности

протоиерей Всеволод ЧаплинЗаместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин призвал к сдержанности дискуссии о святости Благодатного Огня, отметив, что этот Огонь — тайна, и к ней нужно относиться с почтением. Таким образом он прокомментировал «Интерфакс-Религии» спровоцированную миссионером диаконом Андреем Кураевым полемику о Благодатном Огне, ведущуюся в православном Рунете.

«О чудесных свойствах благодатного огня есть немало свидетельств, гораздо более убедительных, чем те, которые приводят критики»? — сказал по этому поводу отец Всеволод. Так, напомнил он, известны свидетельства людей, у которых свечи в храме Гроба Господня в Великую Субботу возжигались сами собой. Многие свидетельствуют о необычных всполохах в храме, о том, что огонь не обжигает. Наконец, в церковной литературе приводились слова ныне здравствующего архиепископа Благовещенского Гавриила о том, как он вошел в кувуклию вскоре после схождения благодатного огня и увидел, что лежащий там камень был покрыт синим, небесного цвета огнем, совершенно необычным.

Признав, что про схождение Огня ничего не говорится ни в Новом Завете, описывающем жизнь апостольской общины, ни у известнейших отцов Церкви, отец Всеволод вместе с тем предположил, что, «может быть, Господь особо укрепляет нас, привлекая внимание к чудесным явлениям именно в самые трудные времена». В этой связи он напомнил, что о Благодатном Огне много говорили и писали в IX—XII вв.еках, когда Иерусалим оказывался то в руках иноверных властителей, то в руках крестоносцев. «Тогда и святыням, и христианской общине на Святой Земле угрожало полное уничтожение. К Благодатному Огню приковано внимание и сейчас, когда идет борьба за право людей жить по Богом данному духовному и нравственному закону, когда недруги христианства пытаются изгнать его из жизни общества», — отметил замглавы ОВЦС.

«Как появляется огонь и как он воздействует на людей — по-моему, это тайна. Ее нельзя до конца постичь рационалистическим умом. И к ней нужно относиться с почтением хотя бы потому, что она почитаема многими верующими. Если же кто-то, подобно Фоме, говорит, что не уверует, пока не потрогает чудо руками, он, наверное, должен обращаться за разъяснением подробностей в Иерусалимскую Церковь, которая ближе всех стоит к явлению благодатного огня», — добавил отец Всеволод.

По его убеждению, христианин призван помнить, что внешние сверхъестественные явления — это не что-то главное, это не центр нашей веры. «Многие видели огонь — и не уверовали. Многие видели чудеса Самого Господа — и обрекли Его на распятие. Многие, наоборот, никаких чудес не видели — и стали мужественными свидетелями веры, мучениками, исповедниками. Это урок всем нам», — считает священник.

«Многое, что нас окружает, является чудом, — добавил священник. — Это и сама наша жизнь, и созданный Богом мир. Наконец, это главное Таинство Церкви — Евхаристия. Она — настоящий центр жизни христианина. Чтобы участвовать в ней, не нужно ехать за тридевять земель или чем-то отличаться от окружающих, нужно лишь быть готовым к ней духовно. И кстати, ее тоже нельзя постичь рационально. Неверующий скажет, что хлеб и вино после Евхаристии остались теми же самыми, ведь внешние свойства вещества не изменились. Но христианин верит и знает, что они изменили свою природу и сущность, став Телом и Кровью Христовыми», — заключил протоиерей Всеволод Чаплин.
Русская линия


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика