Русская линия
Русский дом Вениамин Андреев09.06.2006 

Причины этнических конфликтов

В феврале прошлого года на дискотеке в китайском городе Хэйхэ были зверски избиты пятеро наших туристов из Благовещенска. Один из них умер. Их били всем залом, при полном бездействии полиции. Никто в официальных российских СМИ и не заикнулся о возможной этнической подоплёке этого преступления. И может быть, правильно. Ведь трудно представить, что в Китае решили бороться с туристами из России: они доллары привозят… Что же касается драк в дискотеках… Всякий, кто бывал в своей жизни на танцах, и не в Китае, а в какой-нибудь российской деревне, знает, как там относятся к «чужакам», да еще подвыпившим. А ребята из Благовещенска едва ли пошли на дискотеку «сухими». Может, они начали задираться или приставать к китайским девушкам, а может быть, нарушили какие-то местные обычаи, им совершенно неизвестные.

Так вот — об обычаях. Цитировали как-то по телевидению инструкцию для иностранцев, составленную ГУВД Санкт-Петербурга. Как им обезопасить себя от «агрессивного национализма». Там был пункт, советующий иностранцам бить первыми, если кто-то из русских молодых людей покажется им агрессивным. Я не знаю, кто составлял эту инструкцию: может быть, тайный «скинхэд» в питерском ГУВД? Вы только представьте себе картину: несколько подростков в метро, вовсе не «скинхэдов», но «быкующих», по нынешней дурацкой молодежной моде, — то есть визгливо орущих, пихающих друг друга, и т. п. Им навстречу идут несколько иноземцев с чёрным, жёлтым или, скажем, красным цветом кожи, плохо знающие русский язык. Подростки им кажутся агрессивными, и они добросовестно исполняют инструкцию — бьют первыми… Один-два таких случая, и никаких «скинов» не будет нужно: вся молодежь станет «скинами» по принципу «наших бьют!».

Когда я слышу о подобных инструкциях, о «взятии под контроль» милицией всех наголо остриженных подростков и тому подобном, то я думаю: а почему эта кипучая, но, по-видимому, не очень эффективная деятельность, обращена только на наших соотечественников? Их учат «терпимости» по тому же шаблону, что существовал в СССР с его «социалистическим интернационализмом». Но нет уже ни СССР, ни социалистического интернационализма. Везде во главу угла поставлены жёсткие законы экономического выживания, а они, как авторитетно заявил в одной из своих передач по «Рен-ТВ» небезызвестный г-н Веллер, которого не заподозришь в шовинизме, говорят о проблеме миграции: иностранцы хотят осесть в другой стране для того, «чтобы отобрать у аборигенов их долю национального дохода». Именно поэтому так трудно «чужакам» «натурализоваться» на цивилизованном Западе, который нас менторски учит этнической толерантности. Но при этом позволяет мигрантам из «третьего мира» замерзать насмерть в туннеле под Ла-Маншем, — а то, чего доброго, проникнут в Англию или Францию, съедят часть национального продукта!

Рынок — это конкуренция, и в этих условиях, вовсе не добровольно принятых нами, а нам навязанных, надо, наверное, «образовывать» не только нас, как нам вести себя по отношению к иностранцам, но и иностранцев — как им вести себя здесь! Их почему-то можно мурыжить с «регистрацией», с «разрешением на работу», а вот выдать вместе с видом на жительство инструкцию, которая, в отличие от питерской, учит уважать местные обычаи, нельзя!

Большинство бывших советских республик, для сведения, теперь — моноэтнические государства с националистической идеологией, где знать не знают и ведать не ведают ни о каком «интернационализме». Идиллическую дневную «эсенговскую» ТВ-программу «Мир» там, конечно, не смотрят, зато смотрят по «спутниковой тарелке» вечерние российские сериалы, в коих русские женщины изображаются похотливыми, жадными до денег и шмоток проститутками, а мужчины — бандитами или бомжами. Вот с таким информационным багажом «бывшие братья» и приезжают сюда. Что ж вы думаете: они теперь Пушкина или Тургенева у себя изучают?

В советское время я учился в многонациональном вузе, в Литературном институте им. Горького, и тогда большинство студентов из союзных республик, в общем, имели представление о том, что принято и не принято в России, понимали, что Москва — это не только столица СССР, но и главный город русского народа. Никто, кстати, их не учил этому здесь, но учили дома — в комсомоле, в партии, где вторыми секретарями всегда были русские, украинцы или белорусы. А сейчас? За 15 лет без СССР в восточных республиках СНГ выросло новое поколение — в условиях государственного национализма, обострённого исламской идеологией. Их учат теперь одному: что в России всё продаётся и всё покупается.

Примерно та же картина — со студентами из Африки, Азии и Латинской Америки. Раньше у нас преимущественно учились дети руководителей или деятелей дружественных КПСС партий, представители революционных молодёжных организаций и т. п. Их тоже дома воспитывали, как вести себя на «родине социализма», и с ними почти не было никаких проблем. Теперь же в России может учиться всякий, у кого есть на это деньги. Нормальный рыночный подход. Но он не только у нас — рыночный. Больше всего студентов, как считается, прибывает к нам из Нигерии — самой многонаселённой страны Африки. По данным Интерпола, большинство выходцев из Нигерии промышляет наркоторговлей. Точно такие же данные относительно нигерийских студентов (впрочем, не оглашаемые) у нашего МВД. Но, когда у нигерийцев или других африканцев возникают конфликты с нашей молодежью, в том числе на почве наркоторговли, российские и, естественно, зарубежные СМИ освещают почему-то лишь одну сторону этих столкновений — этническую. Посольства африканских стран тоже напирают на «этнический момент» и энергично засыпают наш МИД протестами, а сами годами не выплачивают своим студентам содержания и тем самым толкают их в объятия наркодельцов — жить-то как-то надо… Кому нужен такой подход? Нам? Иностранцам? Никому он не нужен, потому что переводит проблему в тупиковую плоскость полемики, а здесь действовать нужно, причём в тесном контакте с правительствами государств, посылающих нам студентов.

И, конечно, ничуть не способствует снятию напряжённости весьма однобокая «гласность» в этом вопросе. Об убийстве таджикской девочки и избиении её отца в Петербурге сообщили сразу, до всякого суда, как о преступлении, совершённом на почве расовой ненависти. А вот о фактах, всплывших во время суда (причем суда открытого) — о том, что местные жители давно просили власти убрать из их района «дикий» таджикский табор, и о том, что от наркотиков, которые продавал отец погибшей девочки, умер брат одного из нападавших, — в официальных СМИ не было ни слова. Это вовсе не значит, что подобными фактами можно оправдать самосуд, да ещё и убийство ребёнка, но они ярко демонстрируют бездействие власти по пресечению нелегальной миграции и наркоторговли. Но вместо того, чтобы признать свои ошибки и исправить их, власть не нашла ничего лучшего, как заняться дискредитацией суда присяжных, — единственного, пожалуй, реального демократического института в нашей стране.

Нет никаких сомнений, что нужна и пропаганда национальной терпимости. Но не в том анекдотическом виде, в каком она существует сегодня. Поговорят с артистическими ужимками на эту тему в «ящике» г-н Познер или г-н Сванидзе, а следом, словно в насмешку, покажут фильм, где все «хорошие» персонажи — американские коммандос, а все «плохие» — арабские террористы и наркоторговцы. Американцы безжалостно уничтожают арабов, и зритель после просмотра фильма, получает, конечно, заряд этнической и религиозной «терпимости». Я не говорю уже о триллерах, в которых нет национального подтекста, но в избытке продемонстрированы убийства, с помощью которых решаются все проблемы. Это примерно то же самое, о чём говорил министр обороны Сергей Иванов: сбежавший из армии солдат, может быть, и знал, что нехорошо убивать милиционеров, но накануне он читал книжку под названием «Убить мента"…

Необходимо бороться не только с проявлениями национального экстремизма, но и искоренять его причины, — в том числе и те, что находятся за пределами России. Если мы хоти жить в стране межнационального мира и мира вообще, то он должен царить и на экранах телевизоров. Об этом, кстати, говорили представители общественности Кабардино-Балкарии после трагических событий в Нальчике. А то в жизни нам убийств на этнической и религиозной почве не надо, а по телевизору ничего, можно. Но это — тупиковый путь.

А вот путь, когда в недрах Общественной палаты РФ рождается список ста российских «ксенофобов, экстремистов и неофашистов», в который входят только русские, — не просто тупиковый, а провокационный. Не побоюсь даже слова — грязный. Подумать только: в этом самом списке нет даже «экстремиста N 1» Шамиля Басаева, находящегося в международном розыске! Стало быть, наконец, найден источник кровавых этнических конфликтов, полыхающих с 1987 года на территории бывшего СССР? Это, оказывается, русский народ, ведомый гельмановской «чёрной сотней»?!

Что ж, давайте, «превратим такого рода людей в политических маргиналов», как предложил депутат Государственной думы А. Исаев, о котором один человек вполне искренне спросил меня: «Он мужчина или женщина?» Около половины упомянутых «маргиналов» — достойнейшие, заслуженные люди, боровшиеся не только с развалом России, но и с развалом многонационального Советского государства. Давайте заменим их политическими упырями и оборотнями «горбачевского розлива», которые это государство разрушали, а теперь вдруг объявились в избытке в т. н. «Общественной палате», вылезли, как нечисть из болота, завизжали и закаркали! Вы что, господа власть предержащие, забыли их? Они вам «обустроят Россию»! А если вам безразлична Россия, то вспомните хотя бы о жалкой судьбе Горбачёва. Вы что, сомневаетесь, что они вас так же предадут, как в своё время предали его?

http://www.russdom.ru/2006/20 0606i/20 060 619.shtml


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru