Русская линия | 15.04.2008 |
Член Общественной палаты Российской Федерации архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан считает, что при выработке понятия национальной идентичности нельзя забывать об особой роли русского народа, сообщает интернет-издание «Газета». «Мы не должны бояться роли Русского народа как государствообразующего. Если мы оставим в стороне понятие нашей истории, культуры и веры, мы просто загоним болезнь внутрь и не избавимся от проблем», — сказал владыка.
Комиссия Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести обсудила вчера вопрос о русской национальной идентичности. Открывая дискуссию, зампред комиссии палаты академик Валерий Тишков предложил ввести понятие «российская нация», которое объединило бы все 158 этнических групп, проживающих в России. При этом он уточнил, что понятие «российская нация» не должно отменять уникальность, идентичность и целостность русского, татарского и других народов. В. Тишков привел в пример Англию, населяющие которую ирландцы, шотландцы, англичане, валлийцы и другие народы относят себя к общей британской нации.
По данным социологических исследований, прозвучавшим на заседании, если десять лет назад жители России на первое место ставили свою национальную идентификацию, то теперь большинство ассоциирует себя скорее с российским государством, то есть с понятием «россияне», пишет издание.
По словам отца Владимира, «как мы видим сейчас, народности, вроде тех же самых чеченцев, ингушей или дагестанцев, пытаются либо абстрагироваться от созидания российской государственности и пытаются построить собственную, либо даже трудятся над разрушением российской государственности». «Что касается позиции Тишкова, то эта позиция лукавая. Потому что у слова „россиянин“, к сожалению, нет никакой интегрирующей составляющей, разве что пребывание в рамках некоего единого информационного денежного пространства и в рамках известных границ. И в настоящий момент я не вижу никакой духовной интегрирующей составляющей для всех 158 наций», — отметил он.
«Во-вторых, давайте смотреть правде в глаза. На настоящий момент от 80 до 82% из так называемых россиян составляют русские. По всем канонам ЮНЕСКО и ООН, Россия — мононациональная страна с большим количеством самых разных меньшинств, которые имеют право на создание собственной системы образования, на культурное саморазвитие. Но возникают очень большие вопросы, насколько они имеют право на свое внутригосударственное строительство внутри государства Российская Федерация. Подобное, честно говоря, выглядит известного рода нонсенсом. Лично я считаю, что понятие „россиянин“ создают те же самые „ученые“, которые некогда создавали понятия „единая общность советский народ“. Но у той единой общности, у советского народа существовала известная идеологическая составляющая. Это были коммунизм, интернационализм, и, увы, атеизм. У нынешних же россиян, учитывая достигнутую нами свободу совести, политического плюрализма и всего прочего, даже и такой интегрирующей составляющей нет. Что стало с Советским Союзом мы уже видели. Я думаю, что понятие „россиянин“ лукаво внедряют те, которые не хотят единства Государства Российского, которые субъективно ли или объективно ли, но работают на ее развал», — отметил отец Владимир.
«Что же касается связи Русского народа с государством, то, конечно, Русский народ, прежде всего, увязывал себя с государством. И в этом была его сила и слабость. Сила, если во главе государства стояли мужи, заинтересованные в его созидании и расцвете, и слабость, если во главе стояли люди, заинтересованные в приватизации и развале. Это национальная доминанта русского характера — полагаться на государство, верить государству, строить государство. Несмотря на то, что тот или иной государственный муж достаточно часто Русским народом пренебрегал, забывал, временами и предавал его. Но это лишний раз и показывает, что никаких „россиян“ нет, а есть русские. Потому что, скажем, у тех же чеченцев и ингушей организация принципиально иная. Они прекрасно самоорганизовались в эпоху государственного развала. Происходили удивительные вещи, когда совершенно в отсутствии какой-либо государственной поддержки, поддержки государственных структур, тем не менее, продолжали работать школы, даже ездила скорая помощь в Ингушетии. А за счет чего? За счет кланово-групповых связей, за счет удивительной самоорганизации на местном уровне и, конечно, полной неспособности к крупномасштабному государственному строительству, которую всегда твердо показывал Русский народ. И уж одно это доказывает неправоту господина Тишкова», — уверен эксперт.
«Мы имеем дело в данном случае с этнопсихологической доминантой и ни с чем более. Другое дело, что сейчас государственная составляющая растет, растет и самоидентификация, потому что государство возрождается, потому что десять лет тому назад вообще стоял вопрос, а быть ли России? Сейчас, слава Богу, ответ понятен: быть», — добавил он.
«Я считаю, что на самом деле во внедрении понятия „россиянин“, онтологически и культурологически, заинтересованы те, кто не заинтересован в росте влияния Русской Православной Церкви. Понятие „россиянин“ внедряют враги Церкви, потому что понятно, что Русская Православная Церковь является религией преимущественно русских, а не „россиян“. Те, кто не хочет Церковь никуда пускать, — ни в образование, ни в армию, ни для окормления иных силовых и властных структур, ни в высшую, ни в среднюю школу, не говоря уже о детских садиках, ни в СМИ, принципиально отрицают вообще само понятие „русский“. Понятно, что языческие основы под Русскую нацию не подведешь. Это уже пытались сделать демократы в конце 80-х начале 90-х. Но все эти попытки с треском провалились. Единственной основой идентификации собственно русских является Православие. Я думаю, что попытки внедрения понятия „россиянин“ замешаны на сознательной ненависти к Православию как таковому», — заключил диакон Владимир Василик.
Русская линия