Православие и современность | Владислав Боровицкий | 08.06.2006 |
— О столь могучем составе сегодня можно только мечтать. Но после того, как в наш хор пришли преподаватели-профессионалы из районной музыкальной школы, в пении мы мало чем уступим балашовцам, — замечает, разглядывая старое фото, настоятель самойловской церкви во имя Архистратига Михаила, бывшей Никольской, священник Димитрий Басалыго, знакомящий меня с местными достопримечательностями.
За те восемь лет, что отец Димитрий служит на берегах Терсы, он, похоже, и сам успел стать на земле самойловской фигурой примечательной. И не только потому, что в единственном числе представляет Русскую Православную Церковь в районе, в каждом из сел которого до большевистского переворота стояла собственная церковь. «Трудяга», — кратко характеризует его благочинный Западного округа протоиерей Борис Ланчиков.
Прихожане готовы говорить о своем настоятеле без конца. Можно представить, как смотрели местные жители на вновь назначенного молодого священника, если до этого здесь за семь лет сменилось шесть настоятелей. На всенощную ходило всего три-пять человек, на воскресную литургию — 20−30. Однако, как скоро выяснилось, бытовые неудобства и приходская неустроенность нового настоятеля нисколько не смутили. В полном объеме был восстановлен порядок служб, началось обновление церковного хора. «Батюшка объяснил, что одного желания петь в церкви мало. Ведь хор — это та же проповедь. „В храме все проповедь“, — повторял он часто. Поэтому нужно стремиться к совершенству, нужны перемены», — вспоминает нынешний воспитанник Саратовской Духовной семинарии Сергей Крамсков. И «новый» хор действительно помог самойловцам открыть для себя красоту богослужений.
Притоку прихожан способствовала и терпеливая работа священника по организации общинной жизни. Помимо проповедей ежемесячно стали происходить его встречи с прихожанами для обсуждения церковных проблем. В частности, отец Димитрий неоднократно призывал паству к любовному, благоговейному отношению к людям, впервые переступившим церковный порог. «Нельзя требовать от человека того, о чем он не имеет представления», — рассказывая об уроках тех встреч, процитировала мне слова недавно почившего митрополита Антония Сурожского стоящая за свечным ящиком Галина Шахматова.
Сельская молва быстро разнесла весть о сплочении православного прихода. Да и сами самойловские христиане раз за разом стали напоминать землякам о вере, которой крепко держались их предки. Еще недавно Радоница на берегах Терсы зачастую превращалась не столько в поминовение усопших, сколько в массовое возлияние, языческую тризну. Сегодня, отправляясь на кладбище, жители райцентра знают, что над могилами захороненных здесь священников будет служиться панихида. После ее окончания п о православной традиции батюшка вместе с певчими обязательно обходит погост. Теперь для многих родительский день — это прежде всего лития, отслуженная священником над дорогой им могилой.
Свидетельствовали о своей вере православные и крестным ходом к расположенному за околицей Самойловки святому источнику, и решительным протестом против намечаемого выступления в поселке мага-гастролера. Не забывает отец Димитрий и приход села Благовещенка.
Рост авторитета православной общины не остался незамеченным. При поддержке райадминистрации просторную прихрамовую территорию украсила металлическая ограда. В 2003 году в очередной раз очень помог приходу руководитель одного из крупнейших фермерских хозяйств района «Преображенское» Петр Дмитриевич Бобров. Благодаря его щедрой помощи, крышу построенного еще в середине ХIХ века деревянного Никольского храма, превращенного при атеистической власти в кинотеатр, вновь увенчал купол. В тот момент о восстановлении колокольни верующие даже не мечтали. Только молились. Однако 25 марта нынешнего года на Крестопоклонное воскресенье был завершен монтаж 15-тонной конструкции колокольни, и ее увенчал крест.
— Средства на колокольню и колокола собирали всем районом. Когда первый раз они зазвучали, эффект был потрясающий, — рассказывает звонарь и певчий храма Роман Буденный, в миру увлеченный компьютерами учитель физики 2-й самойловской школы.- Проезжающие мимо машины останавливались, начинали креститься идущие мимо люди, в церкви никогда не бывавшие. На следующий день в райцентре только и было разговоров… Теперь каждое воскресенье перезвона у нас ждут не дождутся.
Обшивка нижнего этажа колокольни досками продолжается до сих пор. Трудятся здесь плотники все из того же «Преображенского». Руководитель хозяйства лично контролирует работы. Надо спешить: установка колокольни позволяет приступить к сооружению центрального входа в церковь и паперти, требуется также соединить крышу храма с колокольней.
Слово за слово, завязывается разговор. Петр Дмитриевич не скрывает: церковные службы он пока не посещает. Разве что подвозит на них свою пожилую маму. Но свою готовность жертвовать на православный храм объясняет не только этим. Как-то увидел он в храме беседу священника с малышами из детского садика, их полные любопытства глаза. Сама собой пришла мысль: «Даже если пятеро из нынешних хлопчиков уверуют, значит, есть надежда, что не подсядут впоследствии „на иглу“, не пристрастятся к самогону».
Увы, о будущем на селе сегодня мало кто задумывается. Рожающие третьего ребенка молодые родители должны быть готовы к тому, что на них будут смотреть, как на людей несерьезных. «Попробуйте принести в детскую поликлинику малыша, не наряженного в обновку, тут же прослывете неудачниками и бедняками», — рассказывали мне православные. Разве можно представить себе нечто подобное среди переселенцев из Чечни, все в больших количествах оседающих в пустеющих селах района?
…С утра в храме чисто, светло и, к сожалению, тихо. В пятницу в Самойловке базарный день, особенно бойкий в межсезонье. Кажется, весь район стекается в Самойловку, чтобы отовариться у торговцев из Балашова, Калининска и соседних районов Волгоградской области. Мы с отцом Димитрием в церкви одни. Он показывает мне здешнюю реликвию — написанную в конце XIX века на Афоне специально для Самойловки икону Богородицы «Достойно есть». Недавно в храме появилось новое Распятие. Нашлись жертвователи, готовые оплатить новый иконостас.
Нас отвлекает зашедшая в храм семейная чета. Простые лица, скромная одежда. Видно, супруги приехали из дальней деревни. В церкви, кажется, впервые. Спрашивают, где поставить свечку за упокой, неловко крестятся… И снова тишина.
За последние годы приход явно вырос. Воскресную службу теперь посещает в среднем человек восемьдесят. Наверное, не зря украинцев принято считать более религиозными. Однако отец Димитрий мои предположения по поводу особой набожности потомков малороссов не ра зделяет. «Каждый человек идет к Богу», — уверен он. Только само по себе признание того, что Бог существует, с чем сегодня в деревне мало кто спорит, не может служить залогом спасения. Без участия в таинствах Церкви, при забвении заповедей истинное богопознание невозможно, такого рода религиозность носит скорее культурный характер. Примером тому служит живущий в Самойловке обычай отмечать «престолы». Но далеко не все знают, что начинающиеся в эти дни гуляния связаны с престольными праздниками двух самойловских церквей. Казалось бы, замечательно, что и после разрушения Успенского храма правнуки тех, кто считал себя ее прихожанином, помнят, что 28 августа — особый день. Накрыть стол в «престол», сходить в гости, «крепко» посидеть — «святое дело». О необходимости посещения в этот день церкви большинство празднующих либо не догадываются, либо считают излишним.
Воспитанное в системе советских стереотипов среднее поколение сельчан в массе своей предпочитает извинять свою духовную расслабленность набором расхожих домыслов о фанатизме верующих, консерватизме Церкви… В разговоре с предпринимателями и фермерами по поводу помощи приходу отцу Димитрию приходилось слышать и такое: «Ладно уж, поможем нашим бабушкам».- «Сразу видно, что вы давно не были в нашем храме», — отвечает он в таких случаях.
На последнее Рождество и на Пасху в церковь пришло небывалое количество молодежи. В отличие от прошлых лет, когда в храм заглядывали в основном подвыпившие тусовщики, большинство молодых людей присутствовали на богослужении до конца, крестились, клали поклоны, прикладывались к кресту.
— Я думаю, наша молодежь ощущает, что в духовном плане она обогнала своих родителей, что она свободнее, — говорит отец Димитрий.- Церковь пополняют сегодня в первую очередь две категории людей: это те, кто задумался о тщете своего существования в связи с посетившими его скорбями, и те, кто имеет мужество не зависеть от мнения погруженного в материальные заботы большинства — молодежь и интеллигенция.
В ответ я зачитываю ему один из наиболее резких отрывков из послания потомкам священника Николая Горизонтова: «Крестьяне соблюдают посты, живут по уставу. А мировой судья, доктор и все дворяне живут глупо и грешно. В церковь они не ходят, развратничают и вообще подают глупые примеры народу».
Сегодняшняя интеллигенция живет совсем иначе, уверен настоятель церкви во имя Архистратига Михаила. Храм посещают и федеральный судья, и врачи, и более десятка учителей самойловских школ и профтехучилища. Образованные люди, хорошо знающие и любящие историю страны, немало сделали и для сохранения народных традиций. Чего стоит один местный ансамбль бандуристов — единственный в России.
При этом найти учителя для детского класса воскресной школы отцу Димитрию никак не удается. Со взрослыми учениками он с удовольствием занимается сам, с малыми — проблема. Занятия в воскресной школе начинаются после литургии, когда священника зовут на требы. По разным причинам не смогли вести занятия в церкви несколько учителей. Конечно, можно было бы не привередничать. Но он решительный противник превращения уроков Закона Божия в передачу простой суммы знаний, в «учебный материал». По мнению отца Димитрия, подобный формальный подход во многом и отвратил дореволюционную образованную публику от Церкви. Законоучитель прежде всего сам должен быть человеком живой веры. Таковым для самого Дмитрия Басалыго, тогда еще студента Минского университета, стал ректор Минской Духовной семинарии епископ Новогрудский Константин, прочитавший в 1991 году курс получивших большой резонанс публичных лекций для студентов светских вузов.
Мы прощаемся с отцом Димитрием на автостанции, соседствующей с центральной площадью райцентра. Когда-то над площадью возвышался Успенский храм. Сегодня ее по-прежнему «стережет» истукан вождя пролетарской революции. Только что на этой площади закончился очередной прием школьников в пионеры. Оказавшись случайным свидетелем церемонии, я вновь словно перенесся в детство. Как и прежде, звучали рапорты, отдавались салюты, повязывались красные галстук и. Только ребят призывали служить не партии Ленина, а родной стране. Им желали хорошо учиться, быть здоровыми, активными.
— Я познакомился с уставом новой пионерской организации. Знаете, это, скорее, патриотическое объединение. И мне кажется, в чем-то полезное, — подытожил наш последний разговор отец Димитрий.- Через пару недель я буду освящать наш райотдел милиции. Кто знает, может, пройдет время и мы вместе будем совершать молебен перед началом доброго дела. Почему бы и нет? Сегодня как никогда православные призваны «собирать камни». Так будем их собирать.
http://www.eparhia-saratov.ru/cgi-bin/print.cgi/txts/journal/articles/01church/136.html