Русская линия
НГ-Религии Станислав Минин07.06.2006 

Шоу должно продолжаться
Среди католиков в Польше нет единства, но преемника польского Папы они принимают с восторгом

Четырехдневный визит Папы Римского Бенедикта XVI в Польшу, завершившийся 28 мая, местные СМИ восприняли не просто как «дань памяти» Иоанна Павла II, но и как прекрасный повод «сравнить» Понтифика-немца с его польским предшественником. «Полюбят ли поляки нового Папу?» — задавались вопросом передовицы газет, как если бы речь шла не о главе Церкви, а о новом солисте всемирно известной поп-группы.

Польша встретила Папу запретом на продажу алкоголя, внеочередными выходными в госучреждениях, отменой занятий в школах и университетах, многотысячными толпами верующих, приветствующих Бенедикта XVI, выступлениями ансамблей самодеятельности. Такой ажиотаж не должен вызывать удивление. Речь идет о своеобразной модели встречи «любимого Папы», выработанной в Польше в годы понтификата Иоанна Павла II и не претерпевшей трансформации к приезду его преемника.

Сам Бенедикт XVI сказал, что прибыл «укрепиться в вере» в страну, которая «не испытывает недостатка в священниках», где «церкви по воскресеньям всегда полны верующих». В то же время визит Понтифика пришелся на проблемный, если не сказать кризисный, период в жизни Католической Церкви в Польше.

Одна из основных проблем — прямая поддержка правящей партии «Закон и справедливость» (ЗиС) и президента Леха Качиньского со стороны ультраконсервативного «Радио Мария» и телеканала «Trwam», руководимых священником Тадеушем Рыдзыком. Эффект этой поддержки таков, что около 80% поляков, согласно данным Центра исследования общественного мнения, считают Католическую Церковь в стране чрезмерно политизированной. И это при том, что католический епископат Польши неоднократно пытался дистанцироваться от деятельности «Радио Мария» и обращался к Ватикану с просьбой призвать Рыдзыка к порядку.

Ни официальные письма из Рима, предписывающие согласовывать информационную политику «Радио Мария» и «Trwam» с Конференцией католических епископов Польши (ККЕП), ни ее попытки создать орган, контролирующий деятельность Рыдзыка, не дали результата. Польские СМИ, учитывая влияние «Радио Мария» в обществе, напрямую говорят о церковном расколе. В таком положении застал Католическую Церковь в Польше новый Понтифик.

Выступая перед католическим духовенством в кафедральном соборе Святого Иоанна Крестителя в Варшаве, Понтифик подчеркнул, что «священник должен быть экспертом не в области политики, строительства и экономики, а в области духовной жизни». Впрочем, как выяснилось, на пресловутом «Радио Мария» эти слова Папы не восприняли как инвективу. В эфире радиостанции по завершении визита Бенедикта XVI можно было услышать приблизительно следующее: конечно, священник не эксперт-политолог, но «направить» политика на путь истинный он все-таки может.

Строптивость Рыдзыка — не единственная головная боль Католической Церкви в Польше. Папа Римский прибыл в страну в разгар общественной дискуссии о так называемой люстрации (оглашении черных списков) священников, сотрудничавших со спецслужбами коммунистического режима. Под подозрением после публикаций в польских газетах оказались, в частности, сопредседатель Польского совета христиан и евреев священник Михал Чайковский и известный католический публицист, друг Иоанна Павла II, священник Мечислав Малиньский. При том, что архиепископ Кракова кардинал Станислав Дзивиш прямо запретил оглашать какие-либо черные списки, бывший капеллан профсоюза металлургов «Солидарность» Тадеуш Исакович-Залеский готов в любой момент назвать имена более чем 20 священников-агентов. Примечательно, что эту очевидную критику люстрации Исакович-Залеский воспринял как одобрение идеи «рассчитаться с прошлым». Об этом священник заявил в интервью телеканалу «Polsat». Вспоминаются слова средневекового богослова Алана Лилльского: «У авторитета нос из воска, и повернуть его можно в любую сторону».

Критические слова Папы можно отнести и в целом к политике «сведения счетов с прошлым», которую проводят в Польше партия «ЗиС» и президент Лех Качиньский. Многие польские интеллектуалы считают, что для страны с преобладающим католическим населением такая политика абсурдна. «Не стоит забывать, что и апостол Павел когда-то был гонителем христиан. Сегодня в Польше его, наверное, подвергли бы люстрации», — заявила в интервью еженедельнику «Przeglad» философ Барбара Скарга.

Впрочем, кульминацией визита Папы в Польшу стали не его «политические» высказывания, не экуменическая молитва в варшавском лютеранском соборе Святой Троицы, не встреча с инвалидами и молодежью в Кракове и не посещение «святых мест» (Ясной Гуры в Ченстохове, городка Кальвария Зебжидовска). В истории, безусловно, сохранится образ Папы, входящего в ворота бывшего концлагеря в Освенциме, который он, по его собственным словам, «не мог не посетить как Понтифик и как немец».

Историки говорят о неоднозначной роли Ватикана в событиях Второй мировой войны, о том, что Папа Пий XII так и не решился осудить Холокост. Многие ожидали, что Бенедикт XVI в Освенциме произнесет исторические слова покаяния за «молчание Ватикана», но были разочарованы. Как известно, Йозеф Ратцингер, склонный к поиску «исторического контекста» поведения Церкви в той или иной ситуации, не является сторонником такого рода покаяний.

Согласно опросу, проведенному изданием «Gazeta wyborcza», большинство поляков посчитали бы покаяние Понтифика в Освенциме излишним. Сам факт появления Папы-немца в бывшем концлагере — символ окончательного примирения Германии и Польши, и этого им вполне достаточно. Польские газеты посвятили больше места проповеди Бенедикта XVI, посвященной преодолению морального релятивизма, и его комментариям к Евангелию от Матфея, произнесенным в Кракове, чем критическому анализу речи Папы в Освенциме.

Генеральный секретарь ККЕП викарный епископ города Катовице Петр Либера заявил Польскому радио, что слова Понтифика, прозвучавшие во время визита, — материал для длительного и основательного размышления. В то же время, по мнению известного польского публициста и депутата Сейма Петра Гадзиновского, любовь поляков к Папе, требующему от верующих чтения и размышления, «скоро выветрится». Гадзиновский утверждает, что католикам в Польше в первую очередь нужен некий церковный «спектакль», шоу, а право «думать вместо них» они готовы полностью предоставить самому Папе.

Не успел самолет с Бенедиктом XVI на борту подняться в небо над Краковом, как в Польше уже заговорили о возможности повторного визита. Преклонный возраст Папы, низкий уровень его «разъездной активности» в расчет не принимаются. Ведь шоу должно продолжаться, не так ли?

Бенедикт XVI призвал польское духовенство «избежать презрительной позы судьи поколений, живших в другие времена» и, «не забывая прошлых прегрешений, не бросать безосновательные и легкомысленные обвинения без учета всех обстоятельств прошлых лет».

http://religion.ng.ru/politic/2006−06−07/1_show.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru