Русская линия | Владимир Букарский | 31.03.2008 |
В.Воронин также выразил удовлетворение заявлением Государственной Думы «О политике РФ в отношении Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья». «Наша страна, хотя и определила свой стратегический курс на европейскую интеграцию, должна развивать хорошие отношения с Россией, поскольку иначе разрешить приднестровский вопрос не удастся», — сказал молдавский президент.
По его словам, «Молдавии необходимо сохранить традиционный российский рынок, так как отечественная продукция не готова для экспорта на европейский рынок». Он привел и другой довод в пользу хороших отношений с Россией: энергоносители, «которые пока поступают только от «Газпрома».
Между тем, на прошедшей 26 — 27 марта в Кишинёве международной конференции «Урегулирование приднестровского конфликта в контексте европеизации Молдавии» первый заместитель Комитета Госдумы России по делам СНГ и связям с соотечественниками, директор Института стран СНГ Константин Затулин отметил, что принятое нижней палатой постановление по непризнанным республикам является компромиссным документом. При этом он подверг критике позицию Молдавии по приднестровскому урегулированию. В частности, принятый ею закон от 2005 года «Об основах правового статуса населенных пунктов Левобережья Днестра» Затулин назвал попыткой Молдавии «быть насильно милой Приднестровью».
В свою очередь, молдавский политолог Оазу Нантой, выступая на конференции, заявил, что об урегулировании можно будет говорить «тогда, когда Кишинёв проведёт демократические реформы и станет привлекательным для населения Приднестровья». Такую же мысль на конференции выразил специальный представитель Евросоюза в Молдавии Кальман Мижей, заметив, что у посредников и наблюдателей переговорного процесса в формате 5+2 есть консенсус в вопросе сохранения территориальной целостности Молдавии и предоставления Приднестровью особого статуса.
Более сдержанную позицию высказал приднестровский оппозиционный журналист Андрей Сафонов. «Позиции Кишинёва и Тирасполя в процессе приднестровского урегулирования сегодня остаются несовместимыми. Кишинев продолжает настаивать на унитарном характере будущего государства, в то время как Тирасполь держит курс на независимость» — приводит его выступление на конференции в Кишинёве ИА Regnum. По мнению Сафонова, политика Кишинёва в отношении Тирасполя сегодня заключается в попытке играть на противоречиях между различными ветвями власти в Приднестровье: «Однако следует понимать, что, хотя такие противоречия могут иметь место, ни одна из ветвей власти в Тирасполе не согласится с позицией об унитарном государстве. Маловероятно, что с этим согласится и Россия, которая, очевидно, сделает ставку на то, чтобы стороны сошлись в своих позициях примерно посередине — на федеративных принципах».
По мнению исполнительного директора Ассоциации внешней политики Молдавии Андрея Попова, урегулирование приднестровского конфликта, которое одновременно было бы принято населением, политическими классами обоих берегов Днестра и внешними игроками, в текущем году невозможно: «Даже на правом берегу Днестра нет консенсуса относительно позиции на переговорах. В свою очередь, Москва больше не верит декларациям. Кремлю нужны гарантии и рычаги влияния. Такими рычагами могли бы быть представительство приднестровцев в центральных органах власти объединенного государства, позволяющее им заблокировать определенные политические решения, и сохранение российского военного присутствия в регионе. Предложенный Кишинёвом пакет соглашений не предполагает уступок ни по одному из этих моментов. Поэтому реального изменения в позиции Москвы нет».
Владимир Букарский, специально для Русской линии
http://rusk.ru/st.php?idar=176232
|