Русская линия | 07.03.2008 |
Как было отмечено на презентации, программа построена на основе результатов социологического исследования, в ходе которого были опрошены более 1500 респондентов. Опрос производился на улицах города среди пользователей наземного городского транспорта. Главным тезисом программы является представление о том, что транспортные проблемы Петербурга помимо администрации города должен решать «весь город». В рамках проекта было проведено уличное анкетирование. Согласно результатам исследования, 727 респондентов заявили, что пользуются преимущественно маршрутками, 246 — автобусом, 204 — трамваем, 120 — троллейбусом. На вопрос о том, какой вид транспорта, курсирующий в Петербурге, соответствует европейским стандартам, 850 человек ответили, что петербургский общественный транспорт полностью не соответствует этим стандартам, 108 человек — вполне соответствует, а 42 респондента заявили, что им все равно в каком транспорте ездить.
Респондентов также спрашивали, каким критериям должен соответствовать общественный наземный транспорт. В результате 408 человек предпочли безопасность поездки, 378 — скорость передвижения, 348 — комфорт, 276 — точное выполнение расписания движения, 156 — пассажироустойчивость, 138 — внешний вид транспортного средства, 114 — его экологичность, а 84 — правильный подъезд к остановке. На вопрос о том, чем должен быть оборудован транспорт, 516 человек ответили, что транспорт должен иметь низкую посадку выхода, 482 — широкие проходы, 358 — широкую заднюю площадку, 312 — светящиеся бегущие строки, 258 — дополнительные поручни для инвалидов. 734 респондента также считают, что в Петербурге необходимо ввести специальный троллейбус для инвалидов.
Респондентов также просили оценить существующий в Петербурге наземный транспорт по 5-бальной системе. В итоге 650 человек оценили петербургский транспорт на «3», 216 — «2», 48 — «1», 33 — «4». Оценку «отлично» петербургскому транспорту не поставил ни один респондент. Что касается пожеланий, то они сводились в основном к тому, чтобы снизить плату за проезд, помимо этого пожилые люди в большинстве своем жаловались на то, что зимой наземный транспорт слишком холодный из-за чего «им вообще невозможно пользоваться», молодые люди в основном предлагали сделать наземный транспорт «более комфортабельным и современным», а его внешний вид — более привлекательным.
На втором этапе на основе результатов анкетирования была составлена программа, состоящая из 5 пунктов, включающих описание предложений по изменению общественного наземного транспорта и его работы. В частности программа предлагает предоставить горожанам возможность участвовать в выборе новых транспортных средств (методом тестирования, привлекая специально созданные фокус-группы) и оставлять свои замечания и пожелания в специальной книге, которая должна быть представлена в каждом транспортном средстве. Программа также содержит следующие предложения: наземный транспорт должен иметь широкие внутренние проходы между сидениями, которые позволили бы не создавать толчею в часы пик; низкий пол, призванный сделать удобнее вход и выход; широкую заднюю площадку, на которой могли бы свободно размещаться детские и инвалидные коляски; специальные поручни для инвалидов и дополнительное боковое пространство (с откидными местами) для размещения колясок.
По словам ведущей презентации Ольги Локтионовой, разработанная движением «Город для всех» программа, позволяет ответить на вопрос о том, каким должен быть наземный транспорт, соответствующий Петербургу как культурной столице России. По ее мнению, сегодня общественный транспорт города больше всего напоминает «машины для перевозки рабов». По мнению разработчиков программы, помимо улучшения технических характеристик общественного наземного транспорта необходимо повысить культуру обслуживания пассажиров. Для этого следует установить в транспорте бегущую светящуюся строку, на которой указывались бы названия остановок. А для улучшения работы водителей и кондукторов было предложено ввести систему «культурных соревнований» («кондуктор месяца» и т. п.), предусмотрев для кондукторов нагрудной бейдж с его именем и фотографией. Эта мера, уверены организаторы движения, «сделает проезд каждого пассажира более весомым и приятным».
Отвечая на вопрос о том, верит ли она в то, что программа будет реализована, О. Локтионова отметила, что «у общественных организаций, к сожалению, нет полномочий, необходимых для того, чтобы внести задуманные изменения». «Мы можем только предлагать идеи и разрабатывать шаги для их реализации. Поэтому мы рассчитываем на то, что городская администрации обратит внимание на наш проект», — сказала она. В ответ на это начальник службы движения СПб ГУП «Горэлектротранс» Николай Буренков заметил, что в программе, разработанной общественным движением «Город для всех», «очень неплохо написано по культуре обслуживания». «Мы будем это учитывать в своей работе», — пообещал он.
Русская линия