Русская линия | 07.03.2008 |
«Сегодня этот праздник просто устарел», — считает отец игумен. — «Если в советское время это еще было понятно, это было как-то даже благородно, то сейчас времена изменились. И прославлять в женщине нужно не мужские качества, не равноправие, как раньше, а жертвенность, терпение и верность. Именно об этом мы вспоминаем в неделю жен-мироносиц». «В Православии совершенно иное отношение к женщине. В основе здесь особое почитание Божией Матери, более высокое, чем даже высших ангелов», — напомнил отец Сергий.
«У меня отрицательное отношение к этому празднику — в свою очередь сказал настоятель храма Воскресения в Кадашах протоиерей Александр Салтыков. — Ни с религиозной, ни с общественной точки зрения я не нахожу в этом празднике никакого смысла. Я считаю, что он не возвышает, а унижает женщину. Только сами женщины в большинстве этого не понимают». «Ведь человеческий род един, и всем людям должна быть присуща в первую очередь человечность независимо от половых различий. А такой праздник — это лишь очередной повод приятно провести время», — пояснил батюшка. «Другое дело, например, неделя жен-мироносиц в нашей Церкви, или даже День Матери в Америке, когда прославляется совершенно особое служение женщин», — отметил отец Александр.
«У тех, кто знаком с историей этого праздника, он, конечно, вызывает некоторое отторжение, — заметил настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской протоиерей Александр Ильяшенко. — Ведь он был придуман революционерами, чтобы свидетельствовать о какой-то там революционной солидарности женщин». «Но от своей истории он уже отошел, — считает батюшка, — и воспринимается нами как день, когда мы можем еще раз проявить внимание к нашим родным и близким, к нашим сотрудницам. Это еще одна возможность проявить свое доброе и теплое отношение к тем, кто рядом с нами. И ничего дурного я в этом не вижу», — сказал священник.
Напомним, что по своему изначальному смыслу 8 марта — это не день женщин, или «праздник мам и бабушек», а день революционерок. Историю этого праздника обычно связывается с именем известной немецко-еврейской революционерки Клары Цеткин, которая, решив использовать неудержимую энергию женщин на борьбу с эксплуататорами, создала женский революционный отряд. И хотя создание его было делом не одного дня, решено было выбрать день, который можно было бы считать Днем рождения «женского пролетариата». Выбор числа принадлежал К. Цеткин, которая сумела связать день рождения нового отряда, с историей родного ей еврейского народа — с праздником Пурим, который отмечается иудеями на переломе от зимы к весне. Скорее всего, в тот год, когда было принято решение начать праздновать «Международный женский день», праздник Пурим пришелся на 8 марта. И хотя у иудеев время празднования Пурима является скользящим, число это прижилось — в 1910 г. на Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене Цеткин предложила праздновать «Международный женский день» именно 8 марта.
По официальной, более «удобной» версии, праздник этот приурочен к 8 марта 1857 года, когда в Нью-Йорке собрались на манифестацию работницы швейных и обувных фабрик, требуя сокращения рабочего дня и предоставления им избирательного права, после чего возник первый в истории женский профсоюз. Примечательно, что именно в этот день — 23 февраля / 8 марта 1917 года женщины-работницы Петрограда начали свою протестную акцию на улицах Петрограда, переросшую, как известно в февральский государственный переворот. С первых лет советской власти этот день стал государственным праздником, а с 1965 года — выходным днем.
Русская линия