Православие.Ru | 06.06.2006 |
Лучше творить милостыню, нежели собирать
золото, ибо милостыня от смерти избавляет.
((Тов. 12: 8−9)[1])
Этому чудесному событию уделяется должное внимание Священным Синодом Элладской Церкви, митрополией Фиотиды и митрополитом Николаем. В своем письменном заявлении митрополит Николай рассказывает историю открытия мощей, свои действия и решения, а также представляет заключения судмедэкспертизы.
Открытие нетленных мощей старца Виссариона, иеромонаха монастыря святого Агафона, вызвало ажиотаж во всех греческих СМИ. Верные чада Церкви говорят о чуде, ученые — о необъяснимом событии, неверные враждебно осуждают, а безразличные интерпретируют негативно это явление в угоду большинства.
Тем не менее, внимательное рассмотрение жизни и деятельности этого смиренного служителя Церкви может уверить каждого, что вся жизнь старца представляет собой одно непрерывное чудо. Исполнение человеком воли Божией на земле представляется сознательному верующему чудом. Жизнь во Христе может выражаться многообразно. На святость жизни отца Виссариона указывает непредвзятое рассмотрение его биографии, из которой видно, что он на протяжении многих лет духовно окормлял и утешал, укрепляя учением православной веры простых рабочих города Фиотиды и Кардицы. А чудесное нетление его тела и одежды, к тому же, является лучшим ответом на антихристианскую практику сожжения умерших.
* * *
Архимандрит Виссарион Корколиакос (в миру Андрей) родился в Петалиди, области Мессинии, в 1908 году от благочестивых родителей Димосфена и Ванеты, пятым из семи детей. В 18 лет он переехал в Каламату. Там он познакомился с выдающимся богословом Поликарпом Андронисом, который привел его в Христианское общество Каламаты. Как и большинство молодых людей этого общества Андрей решил стать клириком.Постриженный в монашество с именем святого Виссариона, епископа Ларисы, в возрасте 23-х лет благочестивый юноша был хиротонисан в иеродиакона преосвященным митрополитом Мессинии Мелетием Сакеларопуло, в день памяти святителя Спиридона, в храме Благовещения Богородицы.
15 сентября 1933 года, согласно телеграфному указу Святейшего Синода, он был хиротонисан в иеромонаха местоблюстителем митрополии, митрополитом Трифилии Андреем. Позднее новый митрополит Мессинии Поликарп совершил над ним хиротесию в архимандрита и духовника.
24 октября 1935 года он переехал из Каламат в Кардицы по приглашению митрополита Фессалиотиды Иезекииля, который сам был родом из Каламат и искал духоносных людей для своей епархии. Этот добрый и любвеобильный иерарх днем и ночью заботился о своей пастве, оберегая ее от невзгод своего времени. Отец Виссарион поддерживал нового епископа и вскоре стал ценнейшим его сотрудником. Ревностно занимаясь делами миссионерства, отец Виссарион особенно радел о благотворительных организациях митрополии, не забывая и своих священнических обязанностей. Каждый день бесконечными часами он без устали принимал исповедь у тысяч душ, которые приходили к нему под епитрахиль.
В 1945 году он начал посещать Софады, где тогда не было никакого духовного и религиозного движения. В этом маленьком городишке Фессалии он развил большую пастырскую деятельность. Там он создал первые христианские школьные общества, образовал союзы молодежи и кружки для мужчин и женщин, организовал катехизические школы. С его помощью и при поддержке состоятельных женщин города была организована библиотека для духовного просвещения населения.
В 1950 году отец Виссарион стал насельником монастыря Богородицы Демерлиотской около Демерли, небольшого села между Фарсалами и Софадами, где проживали беженцы из Малой Азии. Там он продолжил свою пастырскую деятельность, хлопоча об обновлении помещений монастыря, обеспечивая нужды паломников, открыв приют для немощных. Параллельно батюшка заботился всеми способами о нуждах жителей села. В страшные годы гражданской войны он помогал солдатам и духовно, и материально. Верхом на ослике он проезжал по окрестным селам, восстанавливая повсюду духовную жизнь. Одновременно отец Виссарион оказывал экономическую помощь нуждающимся: вещи, поступавшие в монастырь и продукты, даже просфоры, он раздавал нищим.
В 1952 году батюшка перебрался из Демерли в Каппадокико, некое село в 8 километрах юго-восточнее Софад, населенное беженцами из Каппадокии, что в Малой Азии. Там отец Виссарион способствовал возрождению моральной, общественной и духовной жизни населения. Кроме пастырских дел он основал сельскохозяйственное общество, в котором молодежь получала образование и, таким образом, находила выход из тупика безработицы. Он принимал активное участие в восстановлении церкви и школы после землетрясения 1954 года.
Многодеятельный иеромонах пробыл в селе Каппадокико до 1956 года. По неизвестным причинам он оставил не только это село, но и митрополию, в которой провел значительную часть своей жизни, подвизаясь изо всех сил в помощи ближним. Батюшка направился в монастырь святого Агафона. Вероятно, его там привлекла личность известного героического игумена монастыря архимандрита Германоса (Димаку).
В этом монастыре он и нашел упокоение, преставившись в 1991 году.
История жизни старца
Рассказывает нынешний игумен монастыря святого Агафона архимандрит Дамаскин (Захаракис)В общем, он был здоровым человеком, особо не болел. Один раз перенес операцию на почке, а в остальном со здоровьем все было нормально. В последние годы он ослабел от трудов и старости, простудился и некоторое время находился в больнице города Ламии. Однако состояние его ухудшилось, и его перевезли в больницу «Сотирия» в Афины. Несмотря на все старания врачей, он не смог по старости пережить воспаление легких и усоп 22 января 1991 года. Известие о его смерти опечалило всех его духовных чад, здесь же, в монастыре, была великая скорбь. Все время болезни отца Виссариона у изголовья его кровати бодрствовал отец Герман, пока не закрыл батюшке глаза. В монастыре тогда выпало 50−60 сантиметров снега, с большим трудом катафалк поднялся на гору и привез старца в монастырь. На два дня мы положили его в церкви, поскольку позволяла погода. Днем и ночью шел народ прощаться со старцем, и плакали о нем так, как, возможно, не плакали бы о родных отце и матери.
Я нигде не видел случаев обретения останков человека в подобном состоянии. Я слышал о святом Иоанне Русском, святом Спиридоне, но не думал, что может быть так, как произошло с телом отца Виссариона.
* * *
В монастыре отец Виссарион заботился обо всем, что касалось духовной жизни обители. Он имел послушания и внутри, и вне монастыря. Большую часть времени он проводил в монастыре. По собственной инициативе, по понедельникам и вторникам посещая больницы города Ламии, он обходил больных, утешал и исповедовал их. Я уверен, что его духовные дарования, любовь к человеку, благодатный и простой образ жизни обращали страждущие души к Богу и подготавливали их к вечности, и, если кто умирал в больнице, то переходил в райские обители, благодаря напутствованию и молитвам отца Виссариона.В другие дни недели батюшка находился в монастыре, как горящий светильник в церкви; радушно, с улыбкой принимал мирян, большинство из которых он знал поименно. Много раз он сам готовил кофе и угощал паломников. Что он говорил народу — Бог знает и те, кто его слушал. Только одно можно сказать уверенно: все эти люди приходили с грузом проблем и болью, а уходили с легкостью и радостью на душе. Часто отец Виссарион помогал и материально. Многие ему доверяли и приносили вещи и деньги, а он все раздавал бедным. Батюшка знал, что творится в каждом доме города Фиотида. Его не интересовали салоны высшего общества, он был священник, монах, святой для бедных. Больше всего он сочувствовал и сострадал бедноте. Как-то говорил он мне: «Чадо, вне этих стен люди бедны, голодны, мы должны им помочь». Каждый Великий пост он выходил из монастыря по благословению старца и обходил весь район Фиотиды. Не будет преувеличением сказать, что он посещал почти все дома в деревнях. И все его принимали, никто не выгонял. Частенько он оставался и на ночлег, и теперь, когда стало известно о чудесном нетлении святых мощей, люди, принимавшие его, хвалятся и считают посещения святого Божиим благословением.
Вот что рассказала одна прихожанка: «У нас в доме есть фотография отца Виссариона. Он взрастил моих детей и удержал их от соблазнов. Благодаря ему, мои дети встали на истинный путь».
Очень многие вспоминают подобное. Посещения батюшки включали в первую очередь исповедь, ради которой его с нетерпением ждали. Были и другие духовники, которые ходили по селам, но люди к ним не шли, поэтому другие духовники осуждали отца Виссариона, за то, что он якобы неправильно исповедует.
Личность отца Виссариона притягивала к себе, все ему доверяли, все его ждали.
Батюшка весь сиял, когда служил литургию, он совершал службу благоговейно. Несмотря на то, что он не мог хорошо говорить после случая с немцами (кажется, его сильно избили. — Примеч. Переводчика) и его голос ослаб, все же он не оставлял служения в алтаре. Батюшка говорил: «Во всем меня Господь укрепляет», и отдавал Господу все, стараясь больше, чем мог. Справедливо его можно назвать великим духовником, так как он сопровождал исповедь духовными советами и тайноводственным обучением христианских догматов. Люди видели его простым и смиренным, со слабым голосом — это вызывало симпатию, притягивало людей. Даже его слабый голос служил на пользу. Многие дети, услышав голос отца Виссариона, с радостью и любопытством подбегали к нему. Он принимал их в открытые объятия, ласкал и гладил по головке. И сразу же дети становились его друзьями.
Батюшка ходил с иконой Богородицы по деревням, как это было принято в те времена, совершал требы, исповедовал, говорил духовные наставления. Верующие собирали ему различные пожертвования, которые он распределял по «мешкам». Одну часть пожертвований отец Виссарион приносил в монастырь, при котором действовала сельскохозяйственная школа, а сам монастырь содержал приют для 82-х детей. Другую часть пожертвований он сразу раздавал нищим. Он знал нужды каждой семьи и соответственно им помогал.
Вот добрый пастырь! Он был пастырем, который принес в жертву свою жизнь за овец. Батюшка спешил на помощь каждому. Достаточно было кому-либо позвонить и сказать, что такая-то женщина в Домоко при смерти и просит ее исповедать, он без всякого разговора вставал, брал сумку, выходил на дорогу и автостопом добирался до места. Многие видели старца, идущим с сумой под палящим солнцем, иной раз — под дождем. Он получал зарплату, но тут же ее раздавал. Раздавал все совершенно, даже на билеты себе не оставлял.
Так провел свою жизнь отец Виссарион: духовно наставляя паству, помогая советами и служа словесным овцам многообразными способами.
* * *
Батюшка часто приходил в церковный лицей города Ламии, где я тогда учился, для исповеди, там я с ним впервые и познакомился. Мне выпало благословение и счастье быть его духовным чадом. В конце исповеди батюшка всегда что-нибудь дарил ребенку. Многие дети только ради подарка и шли на исповедь, но постепенно учились находить сладость и в самой исповеди. Так исповедь стала необходимой частью их жизни, и получалось сочетание «приятного с полезным"…Что сказать, большим человеком он был. Я вырос рядом с ним, но не имею дерзновения и силы подражать ему. Теперь я увидел на деле и знаю, как становятся святыми. Раньше я знал это только из книг, читая Отечник, жития святых и тому подобное. Сейчас вижу на деле, как освящается человек, но не имею силы стать на благословенную стезю старца Виссариона…
* * *
Митрополит Дамаскин, который был духовным чадом отца Виссариона, 22 января 1991 года возглавил заупокойное богослужение по батюшке. Немногословный владыка со слезами на глазах сказал тогда пророческие слова: «Сегодня мы хороним святого человека». Голос его прервался и он заплакал. Поскольку невозможно было похоронить старца на кладбище из-за снега, мы решили захоронить его в домике для крещения, где также были две комнаты для исповеди. Представлялось логичным почтить память духовника, похоронив его в исповедальне. Все время нахождения там мощей старца, мы были уверены, что там погребен святой. Я написал надгробное стихотворение, посвященное старцу. Приходили туда помолиться многие люди, мы находили записки, адресованные отцу Виссариону. Это показывает почитание старца церковным народом, который был уверен в его святости. Многие нам рассказывали о чудесах, происшедших у могилы старца.* * *
Со временем мы вынуждены были обратиться с просьбой о помощи в проведении ремонтных работ в областные органы самоуправления города Фиотиды. И нам ответили, что для ремонта монастырских зданий необходимо снести крещальню, а сами здания укрепить надлежащим образом. Мы приняли этот совет, да и крещальня была в аварийном состоянии. Сказали «да», но ведь там находился гроб старца. Мы стали молиться, чтобы он позволил себя перезахоронить. 3 марта начали перезахоронение. Все спустились вниз, отслужили панихиду, облобызали гроб и начали сбоку вытаскивать кирпичи. Когда первые кирпичи были вынуты, мы увидели гроб целым, таким, каким он был во время похорон. Я предложил быть внимательным, чтобы не повредить гроб. Гроб вытащили, перенесли его на кладбище, чтобы собрать кости старца. Открываем гроб, поднимаем саван и видим, что тело его нетленно. Растроганные, мы преклонили колена, облобызали гроб и пошли в храм. Мы поняли, что перед нами чудесное явление…Немедленно мы позвонили епископу, которому я когда-то говорил, что возможно «обрящем старчика нетленным». Епископ тогда на меня посмотрел с усмешкой, но не возражал, только сказал, чтобы я позвонил ему, если увижу что-либо чудесное. Владыка был взволнован сообщением о случившемся и немедленно приехал в монастырь. Весьма растроганный, он приложился к святым мощам, ведь и ему не доводилось видеть ничего подобного. Затем епископ нам дал необходимые указания и высказал некоторые предположения относительно останков. Мы взяли святые мощи и положили в Троицком приделе для их безопасности и по заповеди церковной.
«Тихий старчик» взволновал не только греческий мир. Тот, который почти не мог говорить, сделался всемирным гласом!.. Что говорят законы природы, когда умирает человек?.. Через 15 лет найдешь ли тело человека совершенно целым, только немного сморщенным и усохшим? Евангелие отец Виссарион так крепко держал, что его невозможно было отнять. Словно хотел сказать нам, священникам, что мы уклонились от Евангелия и учим чуждым вещам, и увещевал нас, что Евангелие есть источник истины.
Перевод с новогреческого архимандрита Митрофана (Волкодава)
Ежемесячная газета Элладской Церкви «ΤΥΛΟΣ ΟΡΘΟΔΟΞΙΑΣ». 2006. Март
http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=576&did=1861