Русская линия
Родная газета Герман Петелин05.06.2006 

ПроРОК в своем отечестве
Православный священник проповедует в рок-клубах

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил настоятеля одного из столичных храмов иеромонаха Сергия (Рыбко) премией «Обретенное поколение» за миссионерскую работу среди хиппи, рокеров и панков. Неформальную молодежь на путь истинный священник наставляет экзотическим способом — он читает проповеди в рок-клубах.

Музыканты со сцены нацеливают электрогитары в зал. Барабанщик изо всех сил колотит палочками по тарелкам, а внизу несколько десятков молодых девчонок и парней вскидывают руки вверх, извиваются, прыгают, визжат. А потом музыка затихает. Из зала раздаются возгласы: «Давай еще!», «Врежь по басам!»

Солист вытирает платочком пот со лба, притягивает к себе микрофон и говорит:

— К нам в гости пришел священник. Его зовут отец Сергий. Он очень хороший человек, и он хочет с вами поговорить. Просьба святого отца — не оскорблять и бутылками в него не кидаться!

Публика гогочет. Они думают, что это шутка. И вдруг на сцене действительно появляется священник. Зал разочарованно гудит. Клубы сигаретного дыма поднимаются вверх. В эти секунды кажется, что невысокий толстенький бородатый человек в подряснике и с крестом на шее заблудился. Но он начинает говорить: «Я хочу поприветствовать так, как приветствовали друг друга по всему миру хиппи в 70-е годы», — и вскидывает правую руку. Пальцы сжаты в кулак, кроме двух, — среднего и указательного. Виктория. Победа.

Священник рассказывает о советских временах, о том, как запрещали рок, как сажали за убеждения в психушки. Приводит примеры из своей жизни и постепенно начинает говорить о православной культуре и христианстве.

Какой-то парень пытается возмутиться незапланированным выступлением священника. Но на него шикают: «Пусть чел выскажется!»

Заканчивается проповедь неожиданно даже для самого священника. Молодые люди вдруг начинают скандировать: «Мы православные, мы православные!» Святой отец улыбается и благодарит за внимание…

Бывший хиппи

В юности иеромонах Сергий хипповал и даже однажды добрался автостопом до Рижского взморья, где московская система (так называли себя столичные хиппи) объявила свой слет. На дворе стояли застойные семидесятые. Вся страна строила коммунизм. А эти молодые парни ничего строить не хотели. Они тусовались на съемных квартирах и отчаянно спорили о смысле жизни. Евангелие и аккорды «Пинк Флойда» казались им тогда равноценными вещами.

О тех временах бывший хиппи, а ныне настоятель храма Святого Духа на Лазаревском кладбище, вспоминает без грусти, но с легкой иронией.

— Это был бунт против опостылевшей идеологии, лживого лицемерия совка. Мы пытались плыть против течения, — говорит он. — Мне нравится культура андеграунда и тяжелый рок. Но если раньше это был поиск истины, то теперь просто хороший отдых. Никаких противоречий с православием в «тяжелой» музыке я не нахожу и считаю, что рок-музыка не менее глубока, чем классика.

Коллекция отца

Рядом с храмом небольшое двухэтажное здание. В нем размещаются мастерские: иконописная и книгоиздательская. Здесь работают сестры, живущие при церкви. В этом же строении, в самой маленькой комнатке на втором этаже, стоит сколоченный из досок топчан и старенький стол, на котором возвышаются телевизор с магнитофоном. У одной стены — шкаф с православной литературой, на другой — полки с аудиокассетами и компакт-дисками.

— Это моя музыкальная коллекция, — смущенно говорит отец Сергий. — Не так уж и много! Правда?

Но я вижу, что много. Даже очень много. Несколько сотен музыкальных альбомов. Чтобы прослушать все записи, не хватит и месяца. Читаю надписи: «Лед Зеппелин»,

«Аэросмит», «Битлз», «Дип Перпл», «Пинк Флойд». Русский рок отсутствует.

— Я предпочитаю западных исполнителей, — объясняет священник. — Я включаю музыку только в те минуты, когда уже валюсь с ног от усталости и мне некогда вдумываться в смысл песен.

Крещение на озере Любви

— Когда началась перестройка, религия вышла из подполья. В прессе появилось много публикаций о церкви. Особенно часто в то время писали об Оптиной пустыни, о старцах и знаменитых людях, которые приезжали к ним. В результате туда хлынул поток молодежи, — вспоминает отец Сергий. — Летом возле Оптиной пустыни разворачивались целые палаточные лагеря. Самым любимым местом отдыха молодежи стало озеро Любви, расположенное в четырех километрах от монастыря. Я тогда еще был послушником, и мы с моим другом отцом Мелхиседеком часто беседовали с отдыхающими. Вы сами знаете, там, где есть палатка, костер, парни и девушки, обязательно будет гитара. Я подходил и просил дать мне инструмент. Представляете себе реакцию людей, когда человек в подряснике вдруг берет гитару и начинает играть что-нибудь из «Битлов» или «Дип Перпл»?! Ребята замирали от удивления. А потом начинались вопросы: о вере, о церковных канонах, можно ли попу играть рок? Мы объясняли. Многие из тех, с кем мы тогда беседовали, потом крестились.

Протест прихожан

Церковное начальство к инициативе священника относится благосклонно, а вот пожилые прихожане не всегда понимают увлечение отца Сергия роком. Прошлой зимой они даже пожаловались на него патриарху.

— В храме Святого Духа я служу десять лет, и здесь уже все успели привыкнуть к моему увлечению роком. Во втором храме, в Бибиреве, я всего лишь второй год на приходе. И там сложилась другая ситуация. Даже, скорее всего, не из-за рока. Знаете, есть особая категория людей пожилого возраста, которые, приходя в храм, начинают поучать остальных, — объясняет настоятель. — Ты не туда встал, не так зажег свечу, не так перекрестился. Своими советами они только отпугивают людей от церкви и устраивают ненужную суету. Поэтому я вывесил на дверях храма объявление, что на этих людей не стоит обращать внимания.

Ответная реакция не замедлила себя ждать. На имя патриарха была отправлена жалоба от безымянных рассерженных прихожан. В ней говорилось о духовном разложении православного священника. Но иеромонах не сдался и даже ввел в планы занятий в бибиревской воскресной школе помимо церковных дисциплин курс игры на электрогитаре. В будущем батюшка хочет открыть православный культурно-просветительский центр, в котором бы могли выступать рок-музыканты.

— Есть хорошие музыканты и хорошие песни, есть плохие и примитивные, — сказал отец Сергий на прощание. — Но обвинять рок-музыку в пропаганде зла несправедливо. Неформальное искусство нередко является поиском Истины. И те, кто последователен в этом поиске, рано или поздно придут в Церковь.

МОНАХИ-РОКЕРЫ

Пять греческих монахов из монастыря близ горы Этолии, создавшие музыкальную группу «Элефтерия» («Свобода»), выпустили в продажу свой второй альбом «SOS». Предыдущий альбом монахов — «Я научился жить свободно» (1999 год) продан в количестве 52 тысяч экземпляров. Звукозаписывающая компания Music Box International планирует допечатать тираж, так как завалена заявками со всего света.

На греческих музыкальных каналах появился клип на песню «Маленький чип», в котором пышнобородый монах с собранными в хвост волосами (звезда группы — брат Пантелеймон) поет в сопровождении современного рок-бита об угрозе тотального компьютерного контроля.

Поющие монахи пошли на прямое нарушение запрета высших чинов Священного синода Элладской православной церкви, посчитавшего, что поп-карьера, пусть и с самыми богоугодными целями, несовместима с монашескими обетами смирения и послушания.

РОК-БАТЮШКА

Среди священства отец Сергий Рыбко в своей миссионерской работе не одинок. Настоятель сельского Макариево-Решемского храма игумен Евмений постоянно читает лекции по психологии, встречается с молодежью на рок-концертах и наставляет на путь истинный наркоманов.

— Важно донести Слово Божие, заинтересовать Христом, Личностью. Поэтому, если пригласят, — пожалуйста, я пойду на встречу с кем угодно, хоть с Пугачевой, — говорит отец Евмений. — Если сейчас Русская православная церковь не будет взаимодействовать с молодежью, не будет идти к молодежи, она потеряет паству.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Алексий ПОНОМАРЕВ, священник, преподаватель духовной школы:

— Миссионерская деятельность заключается не в том, чтобы подражать миру, а в том, чтобы показать ему иную жизнь, отличную от тех идеалов и ценностей, которых всегда придерживается земное царство, — жизнь не от мира сего.

Странно видеть на стене храма объявление, что в помещении воскресной школы работают курсы обучения игре на гитаре или других музыкальных инструментах. Сразу вспоминается время советской власти, когда при каждом сельском клубе устраивали курсы, кружки, чтобы как-то привлечь молодежь к художественной самодеятельности. Но храм — это не сельский Дом культуры. Это место для молитвы и познания Божественных истин.

Конечно, кому-то покажется оригинальным, когда монахи в рясах выплясывают на сцене и поют песни под вой гитар и гром барабанов, но ведь это же кощунство! Как говорит преп. Исаак Сирин, «если ты монах, то прославься монашескими подвигами», а не мирскими бесовскими шоу.

http://www.rodgaz.ru/index.php?action=Articles&dirid=16&tek=20 373&issue=272


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru