Русская линия
Русское ВоскресениеМитрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков)02.06.2006 

Едиными усты и единым сердцем
Оружием твоих молитв, праведне Феодоре.

Ответы архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия на вопросы председателя Союза писателей России, главного редактора журнала «Роман-журнал XXI век» Валерия Николаевича Ганичева

В.Г.: Ваше Высокопреосвященство, в августе 2001 года в Санаксарском монастыре произошло прославление праведного воина Феодора Ушакова. Скажите, как воспринято это было в епархии, в монастыре, прихожанами Мордовии?

Владыка Варсонофия:
Мы с Вами, дорогой Валерий Николаевич, прекрасно помним то первоначальное восприятие народом Божиим свершившегося прославления праведного воина Феодора Ушакова. Это восприятие замечательно выразилось в самом характере тогдашних августовских торжеств. В течение двух дней несколько тысяч паломников и гостей со всех концов России принял Санаксарский монастырь. Здесь были высшие чины Военно-Морского флота, государственные деятели, архиереи и священство Русской Православной Церкви, монашествующие, м i ряне всех возрастов, чинов и званий. И царил необычайный духовный подъем, радость. Даже, помните? — солнце возликовало, когда командующие флотами износили святые мощи великого адмирала из Воскресенской церкви монастыря! Можно тщательно, продуманно подготовить весь ход, порядок, чин предстоящего торжества или, как в м i ру говорят, мероприятия — но возможно ли человеческими усилиями и с большой степенью уверенности подготовить нелицемерный, искренний душевный подъем, всеобъемлющую радость, духовную радость, что особенно важно? А она в те августовские дни была всеобщей и неподдельной. Что же явилось причиной этого воодушевления? Тот, ради чествования которого Господь и благословил эти торжества: святой воин Феодор Ушаков. И вот прошло уже пять лет…

Вспоминаю, как Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, приветствуя в своем Послании участников торжеств, прозорливо заметил, что хотя праведный воин Феодор Ушаков прославляется как местночтимый святой, но в действительности значение этого события выходит далеко за рамки местного торжества и что день этот и событие это — особые для всей Русской Православной Церкви, для всего нашего Отечества. Это было сказано Святейшим Патриархом пять лет назад — очень верно и точно, — прошедшие годы сполна подтвердили предвидение Предстоятеля нашей Церкви.

Десятки тысяч паломников побывали в эти годы в Санаксарском монастыре, поклонились святым мощам праведного воина Феодора Ушакова и другим святыням монастыря, вознесли свои молитвы и получили душевное утешение, увезли с собою во все уголки нашего Отечества благодарное чувство великому угоднику за его заступничество пред Господом. Частицы святых мощей праведного воина Феодора Ушакова имеются уже более чем в восьмидесяти епархиях Русской Православной Церкви, на всех Российских флотах, в Греции на острове Керкира (Корфу) и даже в православных храмах Японии и Австралии. 28 августа 2002 года, во время нашего визита на Тихоокеанский флот, мною во Владивостоке лично была передана частица святых мощей праведного воина Феодора Ушакова Президенту России Владимиру Владимировичу Путину. Все это свидетельство того, как было воспринято нашим верующим народом прославление великого флотоводца. А строительство кафедрального собора в честь праведного воина Феодора в Саранске? Разве возможно было осилить это непростое дело, если бы не помощь Божия по молитвам святого угодника, если бы не помощь руководства нашей Республики Мордовия, воодушевленного прославлением, да и всех верующих в Республике, всех неравнодушных к этому очень важному строительству? Ведь постройка собора — это еще и символ посвящения Богу храма нашей души. Замечательно, я считаю, выразил это чувство сопричастности Глава Республики Мордовия Николай Иванович Меркушкин еще до начала строительства. Николай Иванович сказал тогда, что возведение Свято-Феодоровского кафедрального собора — это событие глубоко символичное, оно соединяет историю и современность, наши заботы о решении трудных проблем сегодняшнего дня с вечными ценностями, с духовными традициями Отечества. Когда наш народ строил храмы перед лицом опасностей или в память великих побед, то он всегда воодушевлялся, укреплялся верой, умножал свои силы. И в наши дни, на изломе истории, на рубеже тысячелетий для России это особенно важно… От себя добавлю, что для нас, служителей Церкви, очень важны были эти слова, сказанные Главой Республики. Мы радуемся установлению добрых отношений между Церковью и государством, нашему соработничеству в деле духовного обустройства земного Отечества.

Поэтому, вполне закономерно, что уже в октябре 2004 года определением Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви праведный воин Феодор Ушаков, как и его родной дядя, преподобный Феодор Санаксарский, причислены к лику общецерковных святых, имена их включены в Месяцеслов Русской Православной Церкви и сообщены Предстоятелям Поместных Православных Церквей для включения в их святцы.

Вот, Валерий Николаевич, каков духовный резонанс свершившегося пять лет назад события, о возможности которого мы с Вами столь «осторожно и ответственно» говорили впервые в 1994 году.

В.Г.: Прославление Феодора Ушакова привлекло много паломников в Санаксарский монастырь. Как изменилась и изменилась ли в связи с этим его жизнь?

Владыка Варсонофия: Да, прославление адмирала Российского флота Феодора Ушакова, который был прежде известен, в том числе и из Ваших, Валерий Николаевич, книг и исследований, как выдающийся флотоводец, государственный деятель, политик и дипломат блестящей Екатерининской эпохи XVIII века, а ныне — и как бы вдруг — предстал в сиянии святости, привлекло в Санаксарский монастырь множество паломников и, что хотелось бы отметить, немало людей самых разных по общественному положению и при этом — невоцерковленных, которых повлекло посетить монашескую обитель самое элементарное чувство любопытства, что ли: известная историческая личность — адмирал Ушаков, о котором знали, читали, слышали, — и вот, надо же: прославлен Церковью как святой, в монастыре его мощи, им поклоняются — всё это крайне любопытно… И люди приезжают в Санаксарский монастырь, очень многие впервые, и если бы не почивающие здесь святые мощи, то эти очень многие люди, может быть, так никогда и не собрались бы посетить монашескую обитель. И вот тут происходит удивительная вещь: человек начинает внутренне меняться. Наглядное, так сказать вещественное присутствие великого адмирала: его святые мощи, и — незримое, но могучее воздействие на душу его духовного присутствия, вкупе с самою обстановкой, распорядком монашеской общины — трудовым, молитвенным, — всё это вместе взятое очень сильно действует на невоцерковленного человека: он начинает многое переосмыслять. На примере жития праведного воина Феодора Ушакова многие, впервые побывавшие в монастыре, у его святых мощей, начинают иначе понимать историю нашего Отечества, истинный смысл нашей земной жизни, всерьез задумываются о Православии… Это тот, может быть, редчайший случай, когда человек входит в церковную ограду просто из любопытства, а получает здесь и уносит с собою великую духовную пользу.

А жизнь братии Санаксарского монастыря, конечно же, изменилась в эти прошедшие после прославления годы, и изменилась, я бы сказал, в двояком смысле. Внешне братии стало сложнее спасаться. Увеличившийся приток паломников, гостей, часто людей совершенно светских, добавили братии, и без того занятой на нелегких монашеских послушаниях, много разных забот-хлопот. Ведь так хочется монастырской тишины, молитвы в полупустом храме, где только братия, каждый на своем излюбленном месте, так хочется в свободное от послушаний время побыть в тишине келлии, внимательно совершить свое молитвенное правило, прочитать еще одну страничку святоотеческих поучений, да и просто отдохнуть… Но вот приехал один автобус, другой, третий, часто приезжают большими экскурсионными группами школьники — к святому адмиралу Ушакову, — становится шумновато. А надо выходить, исполнять послушание — и каждому из братий, тем или иным образом, поучаствовать в приеме гостей: встретить, рассказать, накормить и т. д. И при этом быть внимательными, терпеливыми, всё стараться делать с мирным устроением и любовью, показывая пример истинно монашеского поведения. Всё это, конечно же, непросто, но это именно то делание, за которое спросит с каждого из нас Господь. Ныне в России такое время, когда возрождающиеся монастыри и подвизающиеся в них монахи не имеют нравственного оправдания, если замыкаются в себе, в своих проблемах, бегут от этого очень важного послушания: в меру сил своих, в меру своих знаний, опыта — служить людям, народу Божию, стремящемуся в православные обители за духовной пользой, за утешением. Бог есть любовь, и познаются христиане по любви между собою. «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга, как и Я возлюбил вас. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 34−35). Вот что говорит нам Господь. А святой апостол Павел предупреждает, что если мы будем иметь самые разнообразные дарования и такую, например, великую веру, что и горы будем передвигать, а не имеем любви, — то мы ничто и нет нам от наших грандиозных дел никакой пользы (см.: 1 Кор. 13, 1−3). Вот к этому-то жертвенному подвигу, к этому служению любви призывает всех нас Господь — всех, без исключения: монахов, м i рян. Ведь и Он пришел в м i р, чтобы послужить людям, исполнив волю Отца. И со всех без исключения спросит на Страшном суде Господь: «Вы накормили Меня, когда Я алкал? Напоили, когда Я жаждал? Приняли, утешили, когда был странником? Посетили, не отвернулись от Меня, когда был в болезнях?.. Потому что если вы сделали это хоть одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (см.: Мф. 25, 31−46). А если не сделали?.. Думаю, что братия Санаксарского монастыря это понимает. Тем более, зная многие факты жития и праведного воина Феодора Ушакова, и преподобного старца Феодора, которые научают нас именно такому отношению к ближним, такому служению людям. Вспомним, как близко к сердцу принимал святой адмирал нужды и чаяния народные — и среди подчиненных ему матросов, и в далекой Греции, освобождая острова, и в последние годы, живя на покое близ Санаксарской обители! Никто из приходивших к нему не оставался неутешенным.

И вот второй, внутренний смысл изменений в жизни Санаксарской братии за эти прошедшие пять лет заключается в том, что их ежедневное молитвенное общение с угодниками Божиими, почивающими в святых мощах, не остается безответным: каждый из братии получает огромную поддержку, укрепляется духом. Это для братии великое богатство — святыни монастыря. Каждый день в обители начинается с братского молебна у мощей преподобного Феодора Санаксарского, праведного воина Феодора Ушакова и преподобноисповедника Александра, и каждый из братии возносит свои молитвы, свои просьбы угодникам Божиим, ходатаям пред Господом. Разве может Господь не ответить просящему, если Сам обещал нам: «просите, и дано будет вам» (Мф. 7, 7). Поэтому и вся жизнь наша, во всех ее подробностях, осуществляется к лучшему, богоугодному лишь в ту меру, в какую мы молимся, просим у Господа: «да исполнится воля Твоя на нас!..» Так, в Акафисте преподобному Феодору Санаксарскому есть такие слова: «Благодать Божия явила нам, недостойным, мощи твои святые, ими же обитель твою к новой жизни возродил еси…» Но далее: «да не явимся неблагодарны за толикую милость к нам и нерадению да не предадимся…» Я думаю, Валерий Николаевич, ответ на Ваш вопрос о том, как изменилась в связи с прославлением Санаксарских святых жизнь монастыря, сокрыт именно в этом: в подвижничестве, в молитвенном усилии Санаксарской братии.

В.Г.: Как укрепился в Мордовии дух у верующих в связи с таким новым небесным покровителем?

Владыка Варсонофия:
Дух наш укрепляется от Источника духа — Бога. И потому тот факт, что множество людей самых разных по возрасту, общественному положению, жизненному опыту и, повторяю, очень часто по маловерию своему имеющих самые смутные представления о правильной духовной жизни, стремятся посетить монашескую обитель, явно свидетельствует о духовной жажде, о потребности человеческой души напитаться Духом Божиим, действующим чрез святыни Православия.

И в связи с этим думается мне, Валерий Николаевич, что прославление адмирала Феодора Ушакова имеет великое значение — не только для соотечественников в Мордовии, но и вообще для России — еще и в смысле соборном, собирательном. Его чрезвычайно яркая, многогранная личность, изобилующая талантами и столь изумительно осуществившаяся в отмеренном ему Богом времени пребывания на земле, способна примером своего жития объединить и подвигнуть на духовное делание людей самых разных по дарованиям и которым подчас очень непросто, по многим причинам, найти меж собою общее, объединяющее их основание. И если святые — это герои духа, то как же необходим всем нам сегодня именно такой герой как Феодор Ушаков, именно такой образец для подражания! Он и гениальный военачальник морских сил, кораблестроитель и флотоводец, он и мудрый политик, дипломат, превыше всего ставивший интересы Отечества, он и градостроитель, если вспомним его служение в Севастополе, и при этом человек доброты необыкновенной, простой, всем доступный, отец матросам; а по своему внутреннему устроению — исключительной чистоты, безукоризненной честности; и всё это осиянно верой несомненною, патриотизмом истинным. Как поучителен для нас его непреложный исторический оптимизм, его сыновняя любовь к Родине, «любезному Отечеству», его призыв не отчаиваться! Надо быть уже вовсе омертвелым душою, чтобы не откликнуться святому Феодору, не отозваться на этот Божий дар нашему исстрадавшемуся народу. Я хочу сказать — и это впервые с замечательной силою выявилось в дни прославления, — что святой Феодор Ушаков своим присутствием среди нас способен очень многих объединить на созидание… если только мы сами действительно возжелаем такого объединения и будем молитвенно просить об этом святого.

В.Г.: Каковы связи Вашей епархии с православными приходами других ушаковских мест?

Владыка Варсонофия: Наши связи с епархиями, в том числе и теми, на территории которых находятся места, особо отмеченные земным пребыванием святого Феодора Ушакова, осуществляются через паломничество из этих епархий в Санаксарский монастырь священства, монахов, м i рян, а также и нашим участием в тех или иных мероприятиях, проводимых церковными и светскими властями и посвященных памяти святого адмирала. Так, например, братия Санаксарского монастыря за эти годы принимали участие — в том числе и по Вашему, Валерий Николаевич, приглашению — в «ушаковских» конференциях, встречах: в Москве и Ярославле, Севастополе и Анапе, Калининграде, Новосибирске, Арзамасе… Это братское общение приносит, конечно же, большую пользу — и познавательную, и духовную. Тем более что священнослужителям, побывавшим в Санаксарском монастыре, мы с радостью выделяем по их просьбе частицы святых мощей.

Действие благодати Божией никакому учету, конечно же, не поддается, но некоторое, так сказать, формальное впечатление мы получим, если я скажу, что за эти пять лет более шестисот частиц святых мощей праведного воина Феодора Ушакова были выделены из ризницы Санаксарского монастыря и пребывают отныне в монастырях, в приходских храмах, часовнях по всей территории нашего Отечества, а также и среди православных в зарубежье. Конечно, это очень небольшие частицы — но для верующего человека это великие святыни, и благодать Божия всегда изливается чрез них на всех с верою молящихся, желающих приобщиться врачующей и укрепляющей силе Божественной благодати.

Особо отмечу торжественные перенесения частиц святых мощей угодника Божия, которые отличались истинно соборным воодушевлением духовенства, общественности, военных моряков и всех верующих, — как это было в Балтийске Калининградской области, месте расположения Балтийской военно-морской базы, в Севастополе, где находится штаб Черноморского флота, и во Владивостоке, где базируется Тихоокеанский флот. Святой непобедимый адмирал Феодор Ушаков становится охранителем рубежей нашей Родины.

Так, благодаря Бога и Его великого угодника, мы все, Валерий Николаевич, светло празднуем пятилетнюю годовщину прославления праведного воина Феодора Ушакова и едиными усты и единым сердцем просим словами стихиры из службы ему: «Оружием твоих молитв, праведне Феодоре, охраняй и ныне Отечество наше и людей православных от всяких бед и напастей».

http://www.voskres.ru/interview/varsonofii_printed.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика