Русское Воскресение | Иеромонах Венедикт | 02.06.2006 |
Отцы понимали, что одним из этих трех мужей, совершенных пред Богом, был сам преподобный Варсонофий, по великому смирению не называвший себя. Вот что такое святые. Им дана Богом власть удерживать м i р от гибели.
А между тем, святость — это то состояние, к которому мы все призваны. Этот призыв дан нам в Евангелии — благой вести о нашем спасении. Смысл и цель этой временной земной жизни в том, чтобы каждый из нас, по дарованной нам Богом свободе, определился в путях своих и выбрал из них единственно верный, единственно исполненный истинного смысла — путь совершенства, путь святости о Христе Спасителе. «Будьте святы, яко Аз свят есмь», — говорит всем нам Господь (см.: Лев. 11, 44).
Внешнее в человеке определяется его внутренним состоянием. Человек страстный поступает иначе, чем человек, в душе которого мир Христов. М i рянин он или монах, ученый или предприниматель, политик или военный — если его внутренний мир питается страстями, низменными потребностями или чем иным, противящимся христианской совести, то его дела не приведут ни к чему богоугодному.
Православное святоотеческое учение говорит нам, что мы должны заботиться о чистоте наших мыслей, ибо неправильная, греховная мысль, укоренившись, приводит в итоге к неправильному поступку. Святой человек — это тот, у кого внешняя жизнь богоугодна, но она богоугодна потому, что внутренне чиста.
Почва примет любое семя: и взрастет злак, хлебный колос, либо — колючий репейник, называемый в народе чертополохом. Но богосозданный разум человека не должен принимать любые семена, а только те, которые от Создателя своего. Каждый христианин, т. е. человек, вставший на путь святости, знает и внимательно заботится о чистоте своих помыслов — начатков будущих дел, тех плодов, по которым узнается и будет судим или оправдан человек. «Аще корень свят, то и ветви», — учит апостол Павел (Рим. 11, 16).
Знал это и святой праведный Феодор. Послушания могут б ыть разные, — ему определил Господь быть моряком, воином, флотоначальником, архистратигом морских сил России и вместе дипломатом, политиком, человеком государственным, — но чтобы дела при этом совершались во славу Божию, во славу Отечества, необходимо всегда пребывать послушным Богу и, прежде всего, в малом, изначальном быть верным Ему, ибо когда мы уже взялись за совершение дел, возросших и созревших в нас, поздно сетовать на то, что плод не тот, что он не богоугоден и что все дела наши на том или ином поприще всё идут и идут наперекосяк.
Пример тому, чем и как надобно предварять наши дела, являет святой адмирал Феодор Ушаков. Сохранилось драгоценное свидетельство о его жизни в Севастополе, когда, будучи командующим Черноморским флотом и осуществляя начальствование над городом и портом, он (цитируем его биографа Д. Бантыш-Каменского) «к вере отцов своих оказывал чрезвычайную приверженность… каждый день слушал заутреню, обедню, вечерню и перед молитвами никогда не занимался рассматриванием дел военно-судных, а произнося приговор, щадил мужа, отца семейства многочисленного, и был исполненный доброты необыкновенной…» Нам это кажется удивительным — как минимум четыре часа ежедневной молитвы! — а для него это было нормой. Будучи человеком чрезвычайно занятым, причем важнейшими государственными делами, он предварял их усиленным молением, закладывая прочное основание всех своих последующих дел. Естественна при этом и его «необыкновенная доброта», — она была проявлением его внутреннего пребывания с Богом, его внутренней чистоты, того самого мира Христова, о котором свидетельствует преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».
В жизни нашей нет ничего случайного. Искать во всем великого смысла призывают нас святые. Приходилось уже слышать такие речи, что вот, из каких-то, например, политических соображений церковное священноначалие, обсудив некоторые проблемы с государственной властью и Российским военно-морским флотом, решило прославить великого адмирала, известного к тому же своей благочестивой жизнью, — ну, чтоб поднять дух российского воинства, вручить как бы такой штандарт… Но в духовном смысле так не бывает. Через Святую Церковь угодника Божия прославляет Господь. А у Него — всё премудро, своевременно и абсолютно точно. И то, что в России, именно в нынешнем ее трагическом состоянии, именно в 2001 году, после потопления «Курска» и перед потрясением 11 сентября и всеми дальнейшими событиями, указуя именно на Российские вооруженные силы, а в них — на военно-морской флот, и даже — скажу со всею серьезностью — не на кого иного из славных моряков, как именно на представителя высшего состава, флотоводца, командующего, истинного патриота своего Отечества, благочестивейшего христианина, совместившего, с Божией помощью, военный гений и политическую мудрость и ставшего отцом для своих подчиненных, — в том, что именно адмирала Феодора Ушакова, архистратига Российской державы, прославил через Святую Церковь Господь, — есть глубочайшая закономерность, и всем нам надлежит внимательно вглядеться и вдуматься в происшедшее, ибо бывает, к сожалению, что важнейшие смыслы общественного бытия, явленные, казалось бы, каждому, проходят мимо нас, как бы неузнанные.
Есть замечательная сцена, которую оставил нам адъютант адмирала в период Средиземноморской кампании капитан-лейтенант Егор Метакса в своих «Записках…» Когда под натиском ушаковского десанта пала неприступная крепость Корфу, взятие которой привело в шок всю Европу, то во время штурма наши моряки защищали своих противников — французских республиканцев от кровожадных турок, тогдашних наших союзников. Отряд наших десантников составил каре и, окружив сдавшийся французский гарнизон, вывел его в безопасное место от жаждавших крови турок. Казалось бы, наши действия должны были быть прямо противоположными, тем более, что и тогдашняя государственная дипломатия предписывала адмиралу Ушакову нечто весьма политически выгодное: «пущай турки что хотят делают с французами, а вам обременяться пленными не следует…» — передавал наш посол для адмирала «намерение Высочайшего Двора». Адмирал поступал иначе… Вспоминает Егор Метакса: «Уважение неприятелей к адмиралу было столь же нелицемерно, сколь любовь к нему русских. На четвертый день после взятия штурмом неприступной крепости Корфу французские генералы Шабо, Дюбуа и Пиврон просили у адмирала Ушакова позволения прибыть к нему на корабль для отдания должного почтения. Они были приняты с особенною вежливостью и угощены обеденным столом, после коего начался разговор о действиях, происходивших перед Корфою. Французские генералы, отдавая должное храбрости русских войск, признавались, что никогда не воображали себе, чтобы мы с одними кораблями могли приступить к страшным батареям Корфы… что таковая смелость едва ли была когда-нибудь видана. Отдавая победителю полную справедливость, французские генералы прибавили, что храбрость есть свойство довольно обыкновенное в солдате, особливо когда видит он необходимость защищать собственное свое бытие, но что они еще более были поражены великодушием и человеколюбием русских воинов, что им одним обязаны сотни французов сохранением своей жизни, исторгнутой силою от рук лютых мусульман, и что первым для них долгом, возвратясь во отечество, будет всегда и при всяком случае воздавать Российскому воинству всю должную честь и благодарность…
Русские и здесь доказали, — пишет далее Метакса, — что истинная храбрость сопряжена всегда с человеколюбием, что победа венчается великодушием, а не жестокостью, и что звание воина и христианина должны быть неразлучны».
Вот суть, вот причина, по которой прославлен Феодор Ушаков: «неразлучность звания воина и христианина». Но только христианина по существу внутреннего делания, по внутренней евангельской чистоте, которая становится вместилищем всепобеждающего Духа Божия. И тогда… вот почему те же турки в панике рубили канаты, ставили паруса и пускались наутек, как только малочисленная черноморская эскадра Феодора Ушакова появлялась на горизонте!
Перед военно-исторической наукой ныне встает задача серьезного переосмысления всего наследия великого адмирала, чья флотоводческая гениальность и непобедимость была следствием всецелого упования и несомненной доверчивости Творцу. «Бог с вами! — писал в боевой инструкции Феодору Ушакову князь Потемкин. — Возлагайте твердую на Него надежду. Ополчась Верою, конечно победим».
Прославляя воина Феодора, Святая Церковь напоминает нам, что воинское служение, защита Отечества — священны, и что воинское делание — столь сложное и трагическое — не только совместимо с высокой христианской нравственностью, праведностью, святостью, но и обязано таковым быть — при соблюдении единственного условия: вот этой неразлучности воина и христианина. Для нынешнего времени это указание Церкви — чрезвычайно важно.
Жизнь наша земная венчается исходом в жизнь вечную. Как важно то последнее, что оставляет человек на земле! Иной раз последняя минута становится решающей в деле спасения человеческого, — вспомним евангельского благоразумного разбойника… Итог жизни праведника обладает особой назидательностью для оставшихся. Феодор Ушаков, исполнив с помощью Божией свой ратный подвиг во славу любезного Отечества, окончил свою земную жизнь в подвиге поста, молитвы, милосердия и благотворительности. Монашеское братство, собранное Господа ради в стенах святой обители его родным дядей преподобным Феодором, старцем Санаксарским, стало для великого флотоводца родным домом — последней и тихой гаванью. Здесь, у стены соборного храма, он и завещал похоронить себя.
С 1991 года, когда Санаксарский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, братия ежедневно, в течение десяти лет, возносила молитвы ко Господу о упокоении раба Божия воина Феодора; с 5 августа 2001 года каждый день в нашей обители начинается с братского молебна, на котором мы обращаемся к угоднику Божию — святому праведному Феодору с молитвенной просьбой о помощи: России, флоту, каждому из нас. «Архистратиже державы Российской, непобедимый воине Феодоре! Моли Христа Бога воинству нашему даровати на враги одоление, Отечеству во благочестии непоколебиму пребыти и сынам Российским спастися».
Итак, к чему же призывают нас святые земли Русской? Они призывают нас прежде всего к покаянию, т. е. к изменению, очищению внутреннего нашего человека, который есть побудитель наших внешних поступков; призывают нас к чистоте мыслей, к чистоте сердца, чтоб вознесено оно было к Небесному, а не укоренялось в земных пристрастиях; призывают нас к молитве, которая должна быть чиста и угодна Богу, — и Господь всегда будет с нами, во всех наших делах, ибо и дела наши будут тогда богоугодны. «Не призва нас Бог на нечистоту, но во святость», — сказано у апостола Павла (1 Сол. 4, 7).
Так было всегда, но — мы с болью видим это — нынешнее время для России особенно тревожное. Мы сдаем и сдаем позиции — и кажется, что мера отступления исчерпана. И ныне, как никогда, должно служить Отечеству так, как служил ему Феодор Ушаков. Кто бы ты ни был: политик, дипломат, военный, — всякий человек, подвизающийся на поприще государственном, должен сознавать, что Отечество — это категория священная, и служить ему надобно не за страх и не за выгоду ту или иную, а с чистою совестью. России нужен не безответственный чиновник, на своем посту заботящийся лишь о себе, и даже не просто честный, добропорядочный исполнитель тех или иных заказов или политической конъюнктуры, а нужен христианин, который несет свое государственное служение как врученное ему Богом.
Образом и примером в этом, ходатаем и скорым помощником да будет нам непобедимый адмирал, славный сын России, отдавший всего себя без остатка служению Отчизне, великий ее молитвенник, святой праведный Феодор Ушаков.
Иеромонах Венедикт, Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь
http://www.voskres.ru/army/spirit/venedikt_printed.htm