Русская линия | Владимир Букарский | 13.02.2008 |
На первый взгляд, отметил Владимир Воронин, «оснований для подобной уверенности как будто нет». Молдавия — разделённая страна. Переговорный процесс между Кишинёвом и Тирасполем застопорился два года назад. Громким эхом отзывается в Молдавии дискуссия между Россией и НАТО о толковании ДОВСЕ. Информационные войны, взаимоисключающие интерпретации государственной и национальной идентичности Молдавии, казалось бы, ставят над будущим страны большой знак вопроса. Президент Молдавии отметил: «Когда речь заходит о Молдавии, вновь оживают самые ветхие геополитические доктрины и самые экстравагантные сценарии будущего. Молдавия находится под прицелом подозрений в том или ином асимметричном сговоре. И зачастую только в этом многими видится то или иное окончательное решение главного вопроса молдавской государственности».
По мнению главы Молдавского государства, подобная атмосфера требует «адекватной, творческой реакции»: «Лекала и трафареты, используемые в других конфликтных зонах, абсолютно бесполезны в Молдавии, которая по самой природе не приемлет асимметричных и „обкатанных“ решений. Это не зона конкуренции, это — территория сотрудничества и компромисса. А сотрудничество, компромисс и диалог всегда требуют большей изобретательности, большего новаторства, чем противостояние и менторские поучения. И тот факт, что на этот значительный шаг новизны оказались способны практически все посредники урегулирования приднестровского конфликта, создаёт важнейшую предпосылку для конструктивной развязки всей этой непростой ситуации».
Владимир Воронин перечислил три «фундаментальных основания», которые, на его взгляд, «дают повод говорить о грядущих переменах к лучшему»:
Во-первых, отметил президент, «Молдавия обладает рядом сложно совместимых обликов, идентичностей»: «Это страна Юго-Восточной Европы, в то же время это восточноевропейская страна, это страна, которую можно отнести и к Балканскому региону, и одновременно к странам Черноморского бассейна. Молдавия — член СНГ и ГУАМ, и в то же время — государство, активно стремящееся в Евросоюз». Молдавия, по словам Воронина, «совмещает латино-романское культурное наследие с наследием славянским и тюркским». В Молдавии «гармонично уживаются десятки национальностей и языков, и ни разу её не потрясали межэтнические конфликты» (при этом непонятно, почему господин Воронин упустил из вида приднестровский конфликт, которого не было бы без массовых митингов в центре Кишинёва с лозунгами «Иван, собирай чемодан!»).
Владимир Воронин делает однозначный вывод: «Сколь бы ни были различны облики Молдавии, ясно, что это — Европа. Причем Европа в ее пусть миниатюрном, но одновременно хрестоматийном воплощении — мозаичная, строящаяся на совмещении ценностей, на толерантности и открытости». По его мнению, политика «евротерапии» оказалась для Молдовы «самым полезным лекарством»: «Она консолидировала общество, повысила его иммунитет к любым внешним воздействиям». Далее молдавский президент упомянул о миссии Евросоюза на «приднестровском участке молдо-украинской границы» (т.е. на границе Приднестровья и Украины) и о «солидарных действиях Молдавии и Украины», которые «принципиально изменили сам контекст урегулирования».
Блокадные действия Молдавии и Украины в отношении Приднестровья в марте 2006 года, явившиеся грубейшим нарушением Московского меморандума 1997 года, стали тяжёлым ударом по экономике не только Приднестровья, но и самих стран-организаторов блокады. Эти действия были осуждены российским МИД и обеими палатами Федерального Собрания РФ, а МЧС России отправил в Приднестровье колонну гуманитарной помощи. Тем не менее, молдавский президент с трибуны в Мюнхене утверждает: «За два года приднестровский регион и его экономика практически вошли в русло легальной внешней торговли, а предоставление Молдове автономных торговых преференций со стороны ЕС позволяет теперь и приднестровскому региону существенно нарастить свой экономический потенциал».
По словам Воронина, в Молдавии «возникает новая модель урегулирования конфликтов, новый механизм восстановления суверенитета и территориальной целостности», которую он называет «урегулированием через евромодернизацию»: «Когда политика европейской интеграции совпадает с внутриполитическим выбором, когда демократия и права человека становятся будничным спросом большинства членов общества, когда отношения конфликтующих сторон все больше и больше рассматриваются сквозь призму сотрудничества и взаимного доверия — это уже, согласитесь, серьезное преимущество и безусловный фактор безопасности». При этом не совсем понятно, о каком «сотрудничестве» и «взаимном доверии» говорит уважаемый господин Воронин, если переговорный процесс между сторонами был прерван ещё два года назад, причём инициатором срыва переговоров стала молдавская сторона.
Второе «фундаментальное основание», по словам Воронина — это нейтральный статус Республики Молдова, закреплённый в Конституции страны. В то же время, как отметил президент, Республика Молдова активно и плодотворно сотрудничает с НАТО по целому ряду направлений — от партнерства во имя мира до индивидуального плана действий. Вместе с этим президент Молдавии подчеркнул, что «пути и модели обеспечения безопасности не исчерпываются только участием в военных блоках»: «Сам европейский опыт предлагает нам целый спектр подходов. Пример таких стран Европейского союза, как Ирландия, Швеция, Австрия, Финляндия, Кипр и Мальта свидетельствует о том, что нейтралитет также может являться серьезной гарантией стабильности и безопасности».
Дальнейшее практическое развитие нейтралитета страны, по мнению молдавского президента, подразумевает запрет на размещение на территории Молдавии вооружённых сил и военных объектов других стран: «Нет, Молдавии не нужны внешнеполитические гарантии нейтрального статуса, мы очень хорошо понимаем, что таких гарантий не бывает. Республика Молдова в первую очередь нуждается в международном признании своего нейтралитета, открытом и уважительном отношении к конституционному выбору молдавского народа со стороны Российской Федерации, Украины, Европейского союза и США». Под «вооружёнными силами и военными объектами других стран», очевидно, следует понимать российский миротворческий контингент в Приднестровье.
Воронин, по его словам, убеждён, что «последовательное отстаивание именно этой логики может не только стать еще одним фактором региональной безопасности на долгую перспективу, но и надежным условием мирного решения приднестровского вопроса»: «Демилитаризация конфликтующих сторон, объединение их человеческих ресурсов, трансформация вооруженных сил в профессиональные контингенты, готовые к исполнению исключительно миротворческих функций, — это тот особый путь развития принципов безопасности, который определяется нашим нейтральным выбором». Вооружённые силы объединённой Молдавии видятся ему «как силы миротворческие, как силы, готовые по просьбе международных организаций приходить на помощь, проявлять солидарность с другими странами и народами».
Третье «фундаментальное основание», по словам Воронина — это решение приднестровского конфликта на основании территориальной целостности Молдавии: «Трудно переоценить тот факт, что и Российская Федерация, и Украина, и Европейский союз, и США исходят из того, что решить приднестровскую проблему можно только на принципах территориальной целостности и суверенитета Республики Молдова. Все едины во мнении, что Приднестровье должно обрести надежно гарантированный статус в рамках единой страны». При этом с точки зрения молдавского президента наибольший интерес представляет «та новая обстановка, которая возникнет после объединения»: «Демократическая страна с либеральным законодательством, страна, получившая асимметричный доступ на рынки Европейского союза, сохранившая зону свободной торговли с СНГ, активно модернизирующая свою правовую систему по общеевропейским лекалам, сохраняющая свое национальное, культурное и языковое разнообразие — это ли не место для интересных инвестиций в экономику и гуманитарную сферу? Это ли не то новое пространство многостороннего сотрудничества, в котором мы все так заинтересованы? Полагаю, что это так. Более того, я убежден, что у такого подхода не может быть серьезных оппонентов».
Президент Владимир Воронин произнёс в Мюнхене «многовекторную речь»: с одной стороны, в отличие, например, от Украины, молдавский лидер отчётливо заявляет о нейтралитете своей страны и даёт понять, что Молдавия под его руководством не намерена становиться членом НАТО. С другой — говорит о европейском выборе Молдавии, придаёт важное значение её членству в ГУАМ, положительно высказывается о совместных с Украиной блокадных мерах в отношении Приднестровья и призывает к выводу российских миротворцев из зоны конфликта. Последние заявления странно слышать именно сегодня, в свете неоднократно продекларированного намерения Воронина «решить приднестровский конфликт с помощью России» и на фоне его последнего «триумфального» визита в Москву.
Между тем молдавская оппозиция демонстрирует радикальность своих геополитических стремлений: 3 февраля в центре Кишинёва прошёл «форум сторонников НАТО», на котором главный редактор газеты «Timpul» отметился своими одиозными антирусскими высказываниями, причём на его защиту немедленно встали многие «умеренные» депутаты молдавского парламента. Эти же силы в преддверии 90-летней годовщины присоединения Бессарабии к Румынии намерены провести целый ряд шумных акций в центре молдавской столицы, причём в качестве кульминации они намерены пронести по улицам города погребальный венок «в память президента Воронина».
На примере Грузии и Украины мы стали свидетелями того, насколько зыбки позиции тех лидеров, которые играют в «многовекторность». Мы видим, насколько явную, целенаправленную и единодушную поддержку оказывает Запад в отношении революционеров с чётко определённым вектором. Президенту Молдавии следовало бы вспомнить старую молдавскую пословицу: «Кто хочет усидеть на двух стульях — падает между ними». Впрочем, до следующих выборов (и возможно — до следующей «цветной революции») у Владимира Воронина остаётся целый год.
Владимир Букарский, специально для Русской Линии
http://rusk.ru/st.php?idar=175576
|