Российская газета | Татьяна Хорошилова | 02.06.2006 |
Лубянка, 19
Путь в Сретенский монастырь начинается на Лубянке, от Соловецкого камня мимо здания ФСБ, к зеленым воротам, за которыми виднеется монастырский двор. Он похож на удивительный оазис в центре Москвы — подстриженные газоны, самшитовые кустарники, вечнозеленые туи, кусты роз… Заходящее солнце золотило купола храма.Справа возвышался крест. В годы советской власти в одном из помещений монастыря было общежитие НКВД. Когда его реконструировали, в подвалах нашли много человеческих останков.
В местный храм на церковные службы приходит очень много столичной интеллигенции. Сюда тянутся студенты творческих московских вузов и жители центра Москвы. Да и сам настоятель — архимандрит Тихон (Шевкунов) окончил ВГИК. Именно он талантливо осуществляет связь между монастырем и обществом. Именно при нем была написана икона о снятии пятой печати. Говорят, когда будет снята седьмая печать — наступит конец света.
Я увидела эту икону в иконостасе. На ней изображена расстрелянная семья Николая II в сонме российских новомучеников.
Эта часть Москвы в древности называлось Кучковым полем. Более 600 лет назад здесь наши соотечественники встречали икону Владимирской Божией Матери, избавившую Москву от нашествия Тамерлана. На месте Сретенья — встречи народа и иконы — и был воздвигнут Сретенский монастырь в 1397 году.
В Смутное время, когда московским Кремлем завладели интервенты, здесь располагался штаб русских ополченцев, сражавшихся под знаменами Минина и Пожарского.
В 1812 году в обители размещался госпиталь для раненных в Бородинском сражении воинов. Когда враги оставили древнюю столицу, здесь временно разместилась кафедра московского архиерея. Так монастырь стал оплотом православия.
Возрождаться монастырь после советского лихолетья стал с 1991 года, а в 1994 г. при приходе разместилось подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, прославленного молитвенником России старцем Иоанном Крестьянкиным. И теперь Сретенский монастырь — духовный преемник Псково-Печерского монастыря.
…В предрассветный час, когда тихи и пустынны предутренние улицы, в монастыре звучат песнопения полуночной. В храме Сретенского монастыря монахи день и ночь молятся за мир. Во время чеченской войны братья Сретенского монастыря обратились к гражданам России с призывом собрать гуманитарную помощь для наших воинов.
Председатель колхоза в рясе
С возрождением монастыря стал возрождаться и скит в Рязанской области. На месте скита была крапива выше человеческого роста да разбитые стены.Из местных начальников никто не верил в возрождение, а отец Тихон походил-походил и произнес:
— Восстановим!
И в течение года восстановили скит.
Увидев это, жители села Слободки попросили возродить и их хозяйство, которое было в страшном запустении — из 3000 га земли обрабатывалось 150. Коровы приносили 1,8 литра молока — меньше, чем коза. Люди не получали зарплату четыре года. Мужики спивались, а матери кормили детей комбикормом.
«В первое время отцу Тихону приходилось каждую неделю ездить в Рязанскую область, чтобы наладить работу. Монахам пришлось вникать во все тонкости выращивания пшеницы и кукурузы. На монастырские деньги закупили технику, выдали зарплату, но самое главное, что в семьях стали рождаться дети».
На днях я позвонила в Рязанскую область: Как идут сегодня дела в «Восходе»? В администрации Михайловского района сообщили: «Отсеялись. Выпустили скотину на пастбище. Надои по 12,5 литра на корову. Пока не бог весть сколько, но будут расти».
" Нормальную жизнь в деревне можно устроить без всяких революций, — рассказывал отец Тихон, — если каждый из нас будет не размышлять о великих делах, а возьмется и оздоровит одну лишь клетку больного организма, то постепенно болезнь отступит".
Хлеб и песня
Параллельно с восстановлением скита, открытием духовной семинарии на территории монастыря стали монахи создавать и свой хор.— Мужской хор существует у нас лет пять, — рассказывает руководитель Никон Жила. — В хоре в основном светские люди. 28 человек — это большой состав для монастырского хора, и отец Тихон, настоятель, просто герой, что содержит такой большой коллектив.
— Из чего складывается ваш репертуар?
— Конечно же, первая задача большого хора — участие в богослужениях. Два раза в неделю наш коллектив полным составом непременно поет в храме. Но есть еще одно направление, которое близко нам. Это русская песня ХХ века. «В этот период, когда православная вера была гонима и насильственно изгонялась из памяти народа, были созданы удивительные песни, которые чем-то, пусть весьма отдаленно, но заменяли в душах людей неизвестные им молитвенные состояния. Нами записано уже несколько дисков: «Великопостные произведения», «Чудное приволье», в который вошли русские народные песни, и последний диск, «Любимые песни. Подарок для друзей».
— Что труднее — петь светские или духовные песни?
— Духовные. Это определенный настрой души, пребывание в состоянии молитвы.
— Вы триумфально выступили в Соборе Парижской Богоматери. Чем объясняете успех?
— Мы исполнили духовные произведения и русские народные песни. Реакция публики была бурной, особенно после песни «Во кузнице» и «На горушке, на горе». Нас было 28 человек — и мы озвучили огромный собор. На концерт пришли пять тысяч зрителей. Зал был забит до отказа. Вместе с другими нам аплодировал епископ Собора Парижской Богоматери.
— А каковы впечатления от последней поездки в Италию?
— Наш концерт был приурочен к открытию православного храма в Риме. Идея его строительства зрела с девятнадцатого века. Мы выступали без подзвучки — очень хороший акустический зал на две тысячи человек. На концерте было много служителей Ватикана, а также эмигранты из Франции.
— В Кремле выступали?
— Да, когда приезжал князь Монако. Выступаем и на правительственных мероприятиях за городом.
— Что в ближайших планах?
— Записать песни о войне. А капелла еще никто не пел военные песни, то есть без сопровождения оркестра. Кстати, вскоре в Санкт-Петербурге мы будем участвовать в концерте, посвященном началу Великой Отечественной войны.
— Когда просят повторить на бис, что вы исполняете?
— Это зависит от дирижера. В основном хотят слышать веселые яркие песни. Например, мы здорово исполняем песню из «Бременских музыкантов». Но приходят записки и с просьбой исполнить «Песню о тревожной молодости» Александры Пахмутовой…
Возрождение
«Хор» в словаре Даля означает верхний ярус. Именно наверху в храме располагается профессиональный хор, а внизу поет другой хор — народный, из прихожан. Верхний поет по праздникам (по субботам — вечером, а по воскресеньям — утром), а нижний — по будням.Репетируют они также в одном здании — духовной семинарии. Но если в мужском собраны профессионалы высочайшего класса, то двери народного открыты для всех желающих. В этом я убедилась на личном опыте.
…В большой комнате стояло пианино, вокруг которого сидели люди и пели по нотам. Первые ряды занимали мужчины (басы). Среди них я с удивлением увидела чернокожего юношу с жесткой проволокой волос на голове.
— Какой у вас голос? — спросила меня соседка.
— Второй, — вспомнила я музыкальную школу. И тут же получила лист с нотами. Отец Серафим взмахнул рукой. Неожиданно для себя самой я широко вздохнула и пропела вместе со всеми.
— У нас когда-то был народный хор, но пришел в упадок, — рассказывал в перерыве регент — отец Серафим. — Теперь мы его возрождаем. Поначалу народ с энтузиазмом отнесся: записалось человек 60. Пришла, например, абсолютно глухая старушка, которая очень хочет петь. Я никого не выгоняю — ведь и Бетховен был глухим.
— Может ли петь в церковном хоре неверующий человек?
— Если голос есть, труда не составит, но мне кажется, что без истинной веры в хоре он надолго не задержится. Ведь это труд, тяжелый труд…
…Хор был живым организмом. Переливы голосов и ритм слышались сквозь собственный пульс. Звуки соединяли меня и с глухой старушкой в очках, и с мальчиком-мулатом, и девушкой-студенткой. Слова очищали и возвышали душу, и уносились в высь, откуда мы все пришли…
Кстати
В альбом «Любимые песни» вошли: «Ах ты, степь широкая», «Вот полк прошел», «Вниз по матушке по Волге», «Ой, на горi», «Во кузнице», «Уж как пал туман», «На горушке, на горе», «Вечерний звон», «Утро туманное», «Белой акации гроздья душистые», «Песня о тревожной молодости», «Враги сожгли родную хату», «Выйду ночью в поле с конем», «Не для меня придет весна», «Любо, братцы, любо».Приобрести диски «Любимые песни. Подарок для друзей» (цена 300 рублей), а также предыдущие диски мужского хора Сретенского монастыря — «Литургия», «Великий пост», «Страстная седмица», «Всенощное бдение», «Вижу чудное приволье» (народные песни) можно по адресу: Москва, Большая Лубянка, 17, магазин «Сретение». Телефон для справок в Москве: 623−34−44.