Русская линия
Русская линия Андрей Иванов01.02.2008 

«Трудно привыкнуть к тому, что жизнь кончена»
Рецензия на «военный» дневник Л.А.Тихомирова

Обложка Дневника Л.А. ТихомироваМировоззрение и идейное наследие Л.А. Тихомирова (1852−1923), проделавшего непростой путь от революционера-народовольца до теоретика русского консерватизма не перестает привлекать внимание историков. Ему посвящаются статьи и монографии [1]; с завидным постоянством переиздаются его работы [2]. Тихомиров даже стал одним из главных героев художественных произведений [3].

Интерес к этой неординарной личности вполне объясним: Тихомиров, по большому счету, так и остался до конца непонятым современниками. Бывшие соратники, после того как Лев Александрович сделал крутой поворот вправо, поспешили провозгласить своего недавнего лидера сумасшедшим (В.Н. Фигнер), списав эволюцию его политических взглядов на «физическое изменение его мозга» (А.П. Прибылева-Корба) [4]; а монархисты, в стан которых он перешел, даже спустя долгие годы после этих событий продолжали относиться к нему как к «скрытому врагу самодержавия», «предателю и изменнику» [5].

В данном контексте рецензируемое издание (Дневник Л. А. Тихомирова. 1915 — 1917 гг. / Сост., пред., комм. и прим. А.В.Репников. М., 2008. — 440 с.), подготовленное доктором исторических наук А.В.Репниковым, приобретает особое значение. Часть из обширного Дневника Л.А. Тихомирова, извлеченная исследователем из Государственного архива Российской Федерации [6], охватывает период с 1915 по 1917 годы. Этот источник позволяет существенно расширить представление о мировоззрении Тихомирова, дает возможность взглянуть на него еще с одной стороны, проследив новый виток эволюции политических взглядов Льва Александровича, произошедший в последние годы существования самодержавия.

Историкам хорошо известно, что фрагменты из дневника Тихомирова за 1883−1895 гг. публиковались в 1927 году, а в начале 1930-х гг. в «Красном архиве» была опубликована часть записей, относящаяся к периоду первой российской революции. После долгого перерыва, обращение к дневникам Тихомирова произошло в 2000-е годы. Фрагменты дневника за 1901, 1905 и 1912−1917 гг. были опубликованы в 2002 г. в сборнике, посвященном юбилею С.В. Фомина, а Г. Николаевым были подготовлены две публикации, включавшие фрагменты за 1899−1904 гг. [7] И теперь, благодаря кропотливому труду А.В. Репникова, у читателя появилась возможность ознакомиться с полным текстом дневника Льва Александровича за 1915−1917 гг.

Публикацию текста предваряет обстоятельный вступительный очерк, в котором дается развернутая панорама жизни Тихомирова, раскрываются его взгляды в контексте исторической эпохи, приводятся интересные характеристики, данные ему современниками (А.Д. Михайловым, Г. И. Успенским, К.Н. Леонтьевым, А.В. Богданович и др.). Следует признать, что написанный в увлекательной и при этом научной форме, очерк Репникова имеет самостоятельную научную ценность и, является прекрасным дополнением к дневнику. Уточним, правда, одну важную деталь. На с. 5 предисловия автор пишет: «…Он (Тихомиров. — А.И.) познакомился с уроженкой г. Орла, Екатериной Дмитриевной Сергеевой, учившейся на фельдшерских курсах, и летом 1880 г. использовав фальшивый паспорт, обвенчался с ней. Отметим, что вопреки неписаной революционной традиции, брак Тихомирова был не только официальным, но и закреплялся церковным обрядом венчания…». Не оспаривая примечательности предпочтения революционером законного брака «гражданскому сожительству», все же отметим, что подчеркивание того, что брак Тихомирова «был не только официальным, но и закреплялся церковным обрядом венчания», является лишним, так как по законам Российской империи иного способа зарегистрировать брак законным путем (с вытекающими отсюда имущественными и другими последствиями) для людей, приписанных к православному вероисповеданию (т. е., всех русских), было просто невозможно. Впрочем, эта частность нисколько не умоляет достоинств статьи А.В. Репникова, среди которых следует выделить высокую научную объективность автора, многоплановость и разносторонность привлеченных исторических источников.

Что же касается самого дневника Тихомирова, то он позволяет принципиально по-новому взглянуть на сложную и неоднозначную фигуру этого человека. Проникнутый духом глубокого и небеспричинного пессимизма, дневник раскрывает сокровенные переживания его души, выпукло и честно обнажает «неудобные» для монархиста проблемы, фиксирует переживания за судьбу России. «Трудно привыкнуть к тому, что жизнь кончена», — такими словами открывается одна из январских дневниковых заметок Тихомирова 1915 года [8]. «Я все менее начинаю верить в добрый исход войны. У нас государственные люди очень плохи, очень плохи», — отмечает он далее [9].

Значительный интерес представляют свидетельства Тихомирова и об экономическом кризисе, который застал его в Москве. Широко известно, что в годы Первой мировой войны правые политики выдвигали одним из основных требований к правительству скорейшее разрешение вопроса о резком подорожании предметов первой необходимости, или как тогда говорили, предметов «тепла и пищи». «В Москве становится очень трудно жить. Все страшно дорого, или даже совсем нет, — свидетельствует Тихомиров, — У нас дров нет. <…> Эти дурацкие губернаторские запрещения вывоза заморозят Россию хуже, чем немцы. <…> Уже хоть бы тепло поскорее дал Бог. Тогда останется только вопрос о пище. У нас создается внутренней блокадой то, что в Германии внешней, и может быть, мы себя заморим успешнее, чем Германию. <…> Правительство наделало столько зла, сколько не сделал бы и умный неприятель» [10]; «Я молюсь Богу спасти нас от наших могущественных врагов, и правду сказать — моя единственная надежда на Бога. Сама по себе Россия не представляет сколько-нибудь достаточных умственных сил. Все средне, ординарны, ни единого исключения ни в правительстве, ни в „парламентском“ мире, ни в общественных кругах, ни, увы, даже в армии» [11]. И вдруг, — проблеск чисто русского оптимизма: «Ну авось Господь как-нибудь поможет» [12]. Впрочем, отмечал Тихомиров, «христианство в нашем государстве уже стало лишь стертой и выцветшей вывеской прошлого, но пока висит эта заржавелая вывеска, — все еще теплится какая-то надежда на возрождение» [13].

В дневнике мыслителя представлены практически все приметы времени, периода Первой мировой войны. Это и патриотические манифестации, и антинемецкие погромы, успехи и неудачи Русской армии, провалы российской дипломатии, шпиономания и многое другое. Наряду с констатацией фактов, Тихомиров не избежал и ретрансляции самых невероятных слухов и сплетен, будораживших российского обывателя. В частности, на страницах дневника зафиксированы сведения (которые, впрочем, сам автор, оговариваясь, называет «болтовней публики») о якобы отравившемся «изменнике» С.Ю. Витте или о «шпионаже» жены военного министра В.А. Сухомлинова.

Однако самое ценное, на наш взгляд, это размышления Льва Александровича о себе самом и прожитой жизни. «Лично для меня, — писал он, — <…> все, что со мной делается, — составляет нечто без смысла и без цели. Может быть, и есть какой-то смысл, но мне он неизвестен. Это очень курьезно. Весь век я имея цели, и ставя их себе, и думая, будто бы я для чего-то нужен на свете… Не мог себе представить иного конца как тот, что я умру на каком-то деле, на «своем посту"… И вот эти «дела» и «посты» исчезли, как мыльные пузыри… <…> Прежде я даже воображал, будто я что-то «сделал», написал… Оказывается, что все это нуль, иллюзия <…> Весьма курьезно — 63 года прожить, с такой странной иллюзией. А ведь меня в нее вводили десятки очень умных людей. <…> Стало быть, Богу было угодно попустить моей жизни сложиться столь бесплодно. А теперь единственный живой вопрос — чтобы дал мне Господь спасение души» [14].

Оставаясь монархистом, Тихомиров весьма критично относился к личности последнего Русского Императора, критикуя его за «безволие», отсутствие четкого государственного плана, колебания и упрекая за то, что тот находится «под башмаком» у жены. Неудивительно, что к 1917 году, Тихомиров уже не верил в возможность сохранения самодержавия. Признаваясь, что он «часто ломает голову» над вопросом, как можно спасти монархию, он в итоге резюмировал: «не вижу средств». После Февральской революции мыслитель заключал: «Увы, не имею я уже силы помогать родине <…>. Смотрю только на эту страшную картину развала и ничего не могу сделать <…>. Тут нужен гениальный деятель, который бы умел понять идею времени и положения и осуществить ее, не допуская страну до развала. А такого деятеля нет» [15].

В заключение отметим, что подготовленный А.В. Репниковым труд не только заметно облегчит ознакомление с наследием Л.А. Тихомирова, но и существенно расширит представление о его взглядах в последние годы существования царской России, что должно послужить очищению портрета этого крупного мыслителя и общественного деятеля от последующих «наслоений», когда под влиянием идеологических факторов, историки и публицисты давали мировоззрению Тихомирова едва ли не взаимоисключающие оценки.

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Милевский О.А. Лев Тихомиров: две стороны одной жизни: Монография. Барнаул, 2004; Начапкин М.Н. Малоизвестные страницы русского консерватизма. Л.А. Тихомиров: Жизнь и мировоззрение. Екатеринбург, 2007. Подробнее см.: Репников А.В. Тихомиров Л.А. // Общественная мысль России XVIII — начала ХХ века: Энциклопедия. М.: РОССПЭН, 2005. С.533−536.
[2] Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992, (последующие издания — М., 1999, М., 2004, М., 2006); Его же. Религиозно-философские основы истории. М., 1997; Его же. Критика демократии. М., 1997; Его же. Христианство и политика. М., 1999; Его же. Апология веры и монархии. М., 1999; Его же. Тени прошлого. М., 2000; Его же. Церковный собор, единоличная власть и рабочий вопрос. М., 2003 и др.
[3] Давыдов Ю.В. Глухая пора листопада. М., 1996; Михайлов О.Н. Забытый император. М., 1996; Яковлев А.И. Корона и крест: Сцены российской церковной жизни конца XIX — начала XX века. М., 2005.
[4] Репников А.В. Предисловие // Дневник Л.А. Тихомирова. 1915−1917 гг. М., 2008. С. 7.
[5] Там же. С. 10
[6] ГА РФ. Ф. 634 (Тихомиров Л.А.).
[7] См.: Воспоминания Льва Тихомирова М.,-Л., 1927; 25 лет назад (Из дневников Л. Тихомирова) // Красный архив. М.,-Л., 1930. Т. 1−5; Из дневника Л.А. Тихомирова // Красный архив, М., 1933, Т. 6; М., 1935. Т. 5−6; М., 1936. Т. 1−2; Фомин С. Из дневника Л.А. Тихомирова (Москва. 1901, 1905, 1912−1917 гг.) // ..И даны будут Жене два крыла. Сборник к 50-летию Сергея Фомина. М., 2002; Николаев Г. Эсхатологический триптих // Эсхатологический сборник. СПб., 2006.
[8] Дневник Л.А. Тихомирова. 1915−1917 гг. С. 37.
[9] Там же. С. 41.
[10] Там же. С. 47.
[11] Там же. С. 87.
[12] Там же. С. 268.
[13] Там же. С. 151.
[14] Там же. С. 54−55.
[15] Там же. С. 360; 361.
Рецензия написана для журнала «Вестник РГНФ».

http://rusk.ru/st.php?idar=175391

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Татьяна Молчанова    26.02.2008 00:42
Сообщение Андрею Иванову.
Уважаемый Андрей! Я разговаривала с Вами по телефону 25 февр. 2008.
Звонила из Америки по поводу вопросов к Сергею Фомину.
Мой сервер сообщает мне, что эл. адрес, который Вы мне продиктовали
не существует.
Пожалуйста, напишите мне, чтобы я могла наладить с Вами переписку.
С уважением
Татьяна

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика