Русская линия
Newsinfo.ru Николай Пахомов30.05.2006 

Православная дипломатия в Латвии

Конец прошлой недели был отмечен поездкой Патриарха Московского и всея Руси в Латвию. Этот визит не только стал первым посещением главой Русской Православной Церкви этой прибалтийской страны, но и свидетельствует о том, что РПЦ достаточно успешно может брать на себя дипломатическую, примирительную роль.

Очевидно, что нынешние отношения между Россией и Латвией трудно назвать добрососедскими. Однако понятно, что две страны, столь тесно исторически взаимосвязанные, могут многое выиграть от развития сотрудничества, основанного на взаимопонимании.

Русская Православная Церковь сейчас играет активную роль внутри страны. Мировая практика показывает, что церковные иерархи и на дипломатическом поприще часто могут добиваться большего, чем светские руководители. Вряд ли сегодня можно представить визит кого-либо из высших российских светских официальных лиц в Латвию. Алексию Второму же, совершившему такую поездку, удалось продемонстрировать, что отношения между Россией и Латвией могут развиваться в весьма спокойном и располагающем к диалогу русле.

Православие в Латвии имеет весьма солидную историю. Уже в самом начале одиннадцатого века с русскими купцами пришли туда православные проповедники, началось строительство церквей — вначале для гостей из Руси, а потом и для местных верующих. Спустя сто лет одно из главных латвийских племён, талавские латгалы во главе с князем Таливалдисом, уже исповедовало православие.

Алексий Второй происходит из прибалтийской дворянской семьи. В начале шестидесятых годов он управлял Рижской епархией. Да и в качестве руководителя Русской Православной Церкви он прекрасно знаком с жизнью православных в Латвии, где восстановление православия после десятилетий советской власти шло при духовной и материальной помощи России.

Из-за смешения многих культур и национальностей в современной Латвии практически невозможно точно определить соотношение православной, католической и лютеранской конфессий. Однако доподлинно известно, что православие позволяет представителям разных национальных групп, в первую очередь, русским, украинцам, белорусам, сохранять свою идентичность, культуру, русский язык, сопротивляться государственной политике латвиезации.

Главным достижением визита Алексия следует считать то, что многое в этой поездке было показательно. Патриарх помолился перед памятником невинно убиенным в годы репрессий, который установлен на территории Свято-Троицкого Сергиева женского монастыря в Риге. Этот монумент напоминает, что от советской власти люди страдали независимо от национальности или вероисповедания. Таким образом Алексий Второй дал понять, что нынешние попытки некоторых латвийских политиков выставить Москве счёт за «оккупацию» и репрессии необоснованы.

Показательной стала и церемония награждения патриарха высшей наградой Латвии, ордёном Трёх звёзд первой степени. Вручая орден, президент Вайра Вике-Фрейберга среди прочего отметила, что этот орден — выражение «глубочайшего уважения и благодарности» за то, что глава Русской Православной Церкви «в России и многих других епархиях восстанавливает православие после многих лет забвения духовности».

Алексий Второй в долгу не остался и наградил госпожу Вике-Фрейбергу орденом Святой Равноапостольной княгини Ольги первой степени. Таким образом, президент Латвии стала первым руководителем государства, награждённым Священным Синодом РПЦ этим почётным орденом.

В итоге весь визит Алексия Второго в Латвию прошёл в очень благоприятной атмосфере, столь редкой для нынешних российско-латвийских отношений.

http://newsinfo.ru/news/2006/05/prn_news1315632.php?id_r=6


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика