Православная газета г. Екатеринбург | Протоиерей Григорий Дьяченко | 30.05.2006 |
Андроник благовествовал в разных странах и был епископом в Паннонии. Он принял мученическую кончину, и мощи его, равно как и мощи святой Иунии, были впоследствии обретены в Евгении (местности близ Царьграда).
Поучительна для всех родственная любовь, которая существовала между прославляемым ныне святым апостолом Андроником и святым Павлом. Напротив, что может быть возмутительнее, когда родственники живут между собой хуже врагов, избегают встречи, ссорятся при всяком свидании, а тем более когда завязывают какие-нибудь тяжебные дела из-за имущественных интересов. Это уже не по-христиански, а хуже, чем по-язычески.
Во-первых, родственная любовь служит для нас богатым источником услаждения, отрады и утешения; а в услаждении и утешении бедствующий на земле человек нуждается весьма часто. Послана ли нам какая-нибудь радость, приключилось ли какое-нибудь горе — как приятно и утешительно для нас, когда есть с кем разделить эту радость и это горе, когда есть у нас близкий человек, который примет эту радость и это горе к своему сердцу, как свою собственную радость и свое собственное горе; и как, напротив, тяжело бывает, когда не с кем поделиться душою.
Потому-то и Христос Спаситель ценил родственную любовь и считал ее необходимой для людей. Например, во время страданий на кресте Он не оставил одинокую скорбевшую Мать Свою, но усыновил Ей любимого ученика Своего Иоанна.
Но кроме отрады и утешения родные доставляют нам и материальную помощь. Не все из людей и не всегда настолько богаты, чтобы самим содержать себя. Много также бывает разных несчастных случаев (например, пожары, потеря мужа, содержавшего семью), которые лишают человека даже куска насущного хлеба. А кроме материальной поддержки нам нередко необходима бывает и иная поддержка, например, совет в затруднительном деле, какое-нибудь одолжение, какое-нибудь участие в деле и т. д. К кому же нам обращаться в этих случаях и от кого ожидать верной помощи, если не от родных? Или у кого, например, преклонить голову немощным и престарелым родителям, если не у родных своих детей? Или кто помянет в молитве умерших, если не родственники их?
Наконец, родственная любовь служит для нас образцом для любви ко всем людям, для любви к чужим. Научившись искренней любви к родным, и даже имея ее от природы, мы должны мало-помалу переносить ее и на всех людей, — насколько возможно любить и чужих искренней, родственной любовью. Не замечали ли вы, что, когда сердце ваше бывает охвачено искренней любовью к какому-нибудь весьма близкому и дорогому вам человеку, например, к отцу или матери, тогда оно, так сказать, расширяется и готово в восторге обнять собою всех людей? Любовь к близкому человеку изливается, так сказать, на всех и все, на весь мир.
Благодарите же Творца за этот великий и драгоценный дар — родственную любовь. Дорожите этим даром и свято сохраняйте его, т. е. берегитесь раздоров с родными своими и пребывайте с ними в искренней любви. Возгревайте, наконец, родственную любовь и к чужим, в особенности к сиротам, вдовам, одиноким, так сказать, заброшенным в мире. За гробом все мы будем составлять одно семейство, все будем любить друг друга такой любовью, какой теперь любим родных; старайтесь же на земле хоть сколько-нибудь приблизиться и приготовиться к тому, что ожидает вас на небе. «Что может быть прекраснее, — говорит святой пророк Давид, — как если братие живут между собою согласно». Аминь.