Русская линия
ИзвестияИгумен Борис (Шпак)29.05.2006 

«Апокрифы, использованные в „Коде да Винчи“, давно известны»

На экраны кинотеатров вышел фильм, снятый по книге Дэна Брауна «Код да Винчи». Показ этой ленты вызвал бурный интерес и не менее бурную полемику, под сопровождение беспрецедентной рекламной кампании, свидетельствующей о том, что в проект вложены огромные деньги. Но кроме финансовой составляющей здесь видится и идеологическая позиция тех сил, что стоят за этим проектом. Мы уже начали привыкать, что к главным христианским праздникам нас «радуют» ошеломительными известиями, наконец-то якобы открывающими истину о христианстве. Недавно нам восторженно сообщали об «Евангелии от Иуды». Оказывается, Церковь заблуждалась, а предатель Христов на самом деле лучший из Его окружения.

Сама книга, впрочем, как и фильм (по отзывам кинокритиков на Каннском фестивале), с художественной точки зрения ничего из себя не представляет: «картонные», психологически неубедительные персонажи, тенденциозность и клишированность, при этом ужасный перевод на русский. Но в наше время любви к «попсе» во всех проявлениях человеческой жизни конспирологический роман, затрагивающий присущий почти каждому интерес к духовности, да еще столь агрессивно разрекламированный, обречен на «успех». Однако главная ложь этой книги в том, что фантастический сюжет, разбавленный псевдонаучностью, выдается за достоверный. И многие читатели сего опуса (по данным некоторых социологических опросов — до 60%) попадаются на эту уловку.

На самом деле Браун использует в своей книге источники, давно известные, перетолковывая их в фрейдистcком духе (таковы законы нынешней масс-культуры — кровь и секс обязательные атрибуты). Гностики, авторы апокрифов, на которые ссылается Д. Браун, были древней околохристианской сектой, пытавшейся проникнуть в Церковь и привнести в нее свое видение Бога и мира. Для этого они не гнушались даже искажением писаний, дошедших от апостолов. Но Браун упустил или по невежеству просто не знал, что самой характерной чертой гностического мировоззрения было неприятие телесности человека, приведшей их к радикальному аскетизму и отвержению плотских отношений. И таких натяжек, как, впрочем, и откровенной лжи, полон «Код да Винчи».

Являются ли книга и одноименный фильм оскорбительными для христиан? Несомненно. Поэтому Церковь и призывает тех, кто позиционирует себя как христианин, к протесту против кощунства, в которое нас пытаются втянуть. Церковь никоим образом не претендует на роль цензора, но считает своей обязанностью предупредить каждого о той духовной опасности, которой подвергает себя увлекающийся подобными творениями. «Бог поругаем не бывает» (Послание к Галатам. 6.7). В ответ слышится расхожее возражение о свободе совести и выбора — можете не читать и не смотреть, если не нравится. Христианин с твердым мировоззрением так и поступит, но как быть с теми, кто такового не имеет? Позволить ему прикоснуться к духовной отраве?

Христианские ценности нынче не входят в число «неприкасаемых». Церкви еще предстоит борьба за включение своих святынь в список не подлежащих окарикатуриванию. Уже вышло несколько научных статей, разбирающих по пунктам «наукообразность» «Кода да Винчи». Но большинство потребителей подобного чтива не знакомы с богословской литературой, и, наверное, лучшим протестом христиан будет не придавать слишком серьезного значения самому «Коду» и разъяснять своим близким и друзьям ложь, примитивизм и смехотворную несостоятельность творения Брауна.

Игумен Борис, настоятель Санкт-Петербургского подворья Коневского Рождество-Богородичного монастыря

http://www.izvestia.ru/spb/article3093245


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru