Независимая газета | Вера Постнова | 29.05.2006 |
У татар, исповедовавших ислам, семья, дети и родственные узы испокон века почитались превыше всего. Выше, как говорится, был только Всевышний. В монографии «Татары», вышедшей в Москве в 2001 году, приводятся любопытные данные: «По переписи 1897 года среди населения Казанской губернии в возрасте 50 лет и старше никогда не вступали в брак лишь 3,6% женщин и 1,7% мужчин. Брачность женщин в возрасте старше 16 лет составляла тогда 61,2%». Кстати, ранние браки — в возрасте 13−14 лет — у татар не поощрялись, но после шестнадцати, если девушка была здоровой и пригожей, чтобы войти невесткой в дом мужа, она должна была выйти замуж. Чтобы рожать детей, растить их, заниматься их воспитанием, ухаживать за домашним скотом и содержать дом.
Тяжелую работу женщине, особенно в ожидании ребенка, делать не дозволялось. Этим занимался муж. Он же обеспечивал достаток в доме и старался дать детям образование. Маленькие дети никогда не обращались к отцу напрямую, только через мать. А уж она знала, как и когда подойти к мужу, чтобы он откликнулся на просьбу ребенка.
Ныне Союз мусульманских женщин решил вернуть молодых мусульманок к их морально-этическим истокам, организовав бесплатные курсы при высшем медресе «Мухаммадия» «Женщина в исламе».
Похоже, своевременно. В одном из апрельских номеров газеты «Казанские ведомости» поместили объявление молодой девушки, желающей познакомиться с молодым человеком. «Не пью, не курю, — пишет о себе девушка, — веду здоровый образ жизни». Между тем еще совсем недавно «не пью, не курю» считалось достоинством исключительно мужчин. Женщин же украшало подзабытое желание «робко стараться понравиться», тем более что мусульманке робость на роду написана. Ислам запрещает ей быть не только выше мужчины, но и наравне с мужчиной. Женщина должна знать свое место — на шаг позади мужчины.
Как это совместить с реалиями современной жизни, как, следуя мусульманским заповедям, удержать в себе «половодье чувств», волнует многих молодых мусульманок. Достаточно сказать, что уже самая первая лекция из цикла «Женщина в исламе» для будущих невест, будущих жен собрала вместо тридцати официально записавшихся слушательниц более сотни девушек. И не только татарок, но и принявших ислам русских. На курсах профессионалы-стилисты научат также девушек модно и со вкусом одеваться, соблюдая при этом традиционный для мусульманок стиль одежды. Ведь покрыть голову платком, а мусульманка должна носить хиджаб, не так просто — имеются десятки способов. Что уж говорить о разнообразии женского костюма и платья. Не случайно в Казани уже появились ателье и магазины для мусульманок.
Кстати, косметика у правоверных не возбраняется, поэтому правильно пользоваться косметикой и вести здоровый образ жизни, чтобы родить здоровых детей, научат косметологи и врачи.
Однако для курсисток важнее идеал примерной жены и матери. Ведь до тех пор пока мулла не прочтет молитву, после которой женщина становится «разрешенной» для мужчины, влюбленные не могут даже взяться за руки, да и видеться могут только при свидетелях.
Сегодня председатель Милли меджлиса татарского народа Ильдус Амирханов считает, что возрождение татар, татарской семьи, татарского образования нужно начинать с восстановления махалля (мусульманских общин). В принципе то же местное самоуправление, которое нынче формируется в России, но с мусульманским, скажем так, акцентом.
Не очень шумно, но в Казани оформилось и заявило о себе женское движение за мусульманский стиль жизни. Вначале организованные журналисткой Альмирой Адиатуллиной мусульманки отстояли на российском уровне право фотографироваться для паспорта в хиджабах. Окрыленная первой большой победой, большая группа мусульманок под началом Зульфии Фатхуллиной стала добиваться в казанской мэрии создания мусульманских детских садов. И вот новый проект лидера Союза мусульманских женщин Наили Зиганшиной — приют для татарских детей-сирот. Сложно сказать, получится ли, так как на все, полагает Наиля, воля Всевышнего.
Но дело в любом случае богоугодное, а цель благородна — указать мусульманке ее место в этой жизни.