Русская линия
Газета.GZT.Ru Игорь Крючков26.05.2006 

Понтифик отделит религию от политики
«Сентиментальному» путешествию Бенедикта XVI в Польшу сопутствуют жаркие дебаты о роли католицизма в светском обществе

Вчера Папа Римский Бенедикт XVI начал трехдневное турне по Польше. Пресса уже прозвала его сентиментальным, так как путешествие посвящено памяти предыдущего понтифика Иоанна Павла II. Визит Бенедикта XVI проходит во время того, как польская общественность обсуждает проблемы растущего фанатизма местной католической церкви и усиления ее влияния на правительство страны. Давление католиков чувствуется уже во многих сферах жизни, и это вызывает серьезные опасения в местном обществе.

Папа воспользуется визитом на родину своего покойного предшественника, чтобы напомнить людям о призывах Иоанна Павла II: оставаться верными католической вере во времена исламского возрождения и смены общемировых ценностей. Однако путешествие Бенедикта XVI может оказаться не таким уж сентиментальным. Его планы не ограничиваются духовными рассуждениями и проповедями. В будущее воскресенье, во время посещения бывшего концентрационного лагеря в Освенциме, он собирается провести переговоры с представителями польской католической епархии. Целью переговоров будет уменьшение влияния польских католиков в структурах власти и поощрение терпимости в мирском обществе.

«Он должен потребовать, чтобы правительство перестало забивать католическую веру нам в глотки», — сказал в интервью британской газете The Times 17-летний учащийся Александр Павловский о визите Бенедикта XVI. Протестующий против современных настроений государственной власти школьник не одинок: многие поляки склонны поддержать этот призыв. Все чаще в польском обществе звучит критика союза, образовавшегося между правым крылом правительства во главе с националистически настроенным премьер-министром Казимиром Марцинкевичем и местной католической церковью. Критикуют многие: образованная молодежь, доктора, члены еврейской общины в Польше, гомосексуалисты. Первый визит в Польшу Иоанна Павла II в качестве понтифика в 1979 году происходил в атмосфере ожидания свободы и новых надежд. По сути, он стал первым ударом по коммунистическому режиму. Путешествие же нового Папы Римского пройдет в другой, разобщенной Польше, где зреет серьезный конфликт.

Полный Абсурдистан

«Польша превратилась в Абсурдистан», — считает не представившийся The Times врач-гинеколог. Он перечислил недавние требования депутатов Лиги польских семей, которая сейчас является одной из влиятельнейших партий правительственной коалиции. «Некоторые хотят развесить десять заповедей во всех общественных зданиях, другие — установить видеокамеры на входах в бордели, а многие требуют запретить деятельность учителей-гомосексуалистов», — возмущается доктор.

Кстати, гинекологи тоже могут пострадать от прокатолических властей Польши. Суровый закон об абортах разрешает делать их только в чрезвычайных ситуациях: при сильной деформации плода или явной угрозе жизни матери. Врач-гинеколог прокомментировал этот факт следующим образом: «Тем не менее искусственное прерывание беременности при любых обстоятельствах считается провалом в твоей профессиональной карьере, и врачи сделают все что угодно, чтобы избежать такой ситуации. Мы испугались, стали малодушными».

Эти опасения разделяет и Томас Бачковский, председатель организации по защите прав гомосексуалистов Rownosci, которой было отказано в государственном финансировании. Он заявил: «Гомосексуализм никогда не был под запретом, но КГБ в свое время составил список из 15 тысяч геев, чтобы использовать их в своих целях (по всей видимости, подразумевается „шантажировать их“. — „Газета“). Теперь появляются признаки того, что этот список пригодится нынешним властям». Бачковский обратил внимание на то, что в последнее время несколько государственных деятелей подали в отставку при странных обстоятельствах. «Мы обладаем информацией, что некоторые из них скрывали свою гомосексуальную ориентацию», — сказал он.

Налоговые инспекторы третируют гей-клубы, устраивая проверки их журналов бухгалтерского учета. Казимир Марцинкевич, премьер-министр Польши, во время одной из своих речей назвал гомосексуализм ненормальным явлением. А нынешний президент Лех Качиньский в свою бытность мэром Варшавы запретил демонстрации гомосексуалистов и поощрял выступления против сексуальных меньшинств. По сведениям организации Бачковского, многие молодые польские гомосексуалисты покидают страну и иммигрируют в Лондон и Берлин.

«Гомосексуалисты сейчас — авангард либерального общества, подобно евреям в XIX веке, — считает Петр Пациньский, редактор еврейского журнала Midrasz. — Именно поэтому вы сейчас можете встретить много еврейских активистов, сочувствующих гомосексуалистам. Смысл — в поддержке меньшинства. Это краеугольный камень идеи либеральной демократии». Пациньский также говорит о «фиолетовом антисемитизме» в Польше. Многие политики опасаются открыто обвинять во всем евреев (чья община в Польше совсем невелика), однако антисемитские настроения в правительстве заметны. «Все читается между строк, это вопрос языковых оборотов и выражения», — сказал Пациньский.

Наиболее откровенно выражает нетерпимость польская радиостанция Radio Maryja, входящая в большую компанию католических СМИ, главой которой является священник Тадеуш Ридзик. В передачах радиостанции (в основном это молитвы и католические гимны) жестко осуждаются масоны, евреи, гомосексуалисты, немцы и члены ЕС. Ватикан потребовал от польской католической епархии прекратить радиовещание подобного рода. Это слегка умерило пыл фанатичного отца Ридзика.

Религия расколола страну

Проблема влияния церкви на польский госаппарат разделяет страну. Правительство Польши открыто дает понять, какой позиции оно придерживается в вопросе «католизации» общества. Этот курс поддерживают и другие государственные институты. Так, министерство образования рекомендует не поднимать во время школьного обсуждения темы войны в Ираке, экологических проблем и секса. Также обсуждалась идея ограничения доступа в Интернет в польских школах. «Они постепенно отнимают нашу свободу», — считает Александр Павловский. Польская католическая епархия также расколота. Идет борьба за влияние между сторонниками прежней доктрины Иоанна Павла II (следование консервативным устоям и одновременно сохранение открытого общества) и последователями более жестких националистических взглядов.

http://www.gzt.ru/world/2006/05/25/215 728.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru