Русская линия
Невское время Камилла Нигматуллина27.05.2006 

Особенности финской религиозности
Православная церковь является второй государственной для страны Суоми

Каждая новая перепись населения Финляндии показывает снижение доли верующих и увеличение тех, кто не относит себя ни к какой религии. Секулярность финского общества подтверждают итоги президентских выборов 2000 года, на которых победила представительница левых сил Тарья Халонен, известная своими антиклерикальными взглядами и борьбой за права сексуальных меньшинств.

Тем не менее правительство Финляндии признает Финляндскую православную церковь второй национальной церковью. Первое соприкосновение финнов с православием случилось еще в XI веке, когда влияние Новгорода распространилось на территорию расселения карельского населения на севере. Известно, что русские монахи вели здесь миссионерскую деятельность еще до первых крестовых походов на эту землю шведских рыцарей-крестоносцев. Тогда и произошло самое северное соприкосновение восточного православия и западного католичества. Хотя официально считается, что христианство появилось здесь в начале XII века и принесли его те самые шведы.

Восточная часть страны до сих пор хранит православные традиции. Их оплотом в Финляндии можно считать Ново-Валаамский монастырь. Почитаемые в России чудотворные богородичные иконы Коневская и Валаамская находятся именно здесь.

Новый Валаам расположен в районе Хейнявеси, живописном месте центральной Финляндии (в 60 километрах от города Йоенсуу, где сейчас располагается православная семинария). Монастырь был основан валаамскими иноками, вынужденными оставить родную обитель на Ладоге во время Зимней войны. Ни одному из них не суждено было вернуться на Валаам. Большинство из более чем 150 насельников, покинувших родину, покоятся на здешнем кладбище. Среди них широко известный своими духовными письмами схиигумен Иоанн.

После Второй мировой войны из отошедших Советскому Союзу территорий были эвакуированы более 400 тысяч человек, среди них 52 тысячи православных. Они увозили с собой, спасая от осквернения и уничтожения, иконы, богослужебную утварь, облачения и даже иконостасы. Тем не менее две трети церковного имущества было потеряно. Бывшие карельские приходы обретали свою вторую жизнь на новых местах. Сначала богослужения совершались в домах, затем строились деревянные часовни, со временем — храмы. Вся территория послевоенной Финляндии была поделена на 25 округов — приходов, составивших две епархии: Хельсинкскую и Карельскую (значительно позже, в 1980 году, на севере была образована епархия Оулу). Всего ФПЦ насчитывала в то время 80 тысяч членов.

С историей православия на карельской территории паломники знакомятся во время поездки на Новый Валаам, а также в женский Линтульский монастырь и музей ФПЦ. Это крупнейший в Западной Европе православный музей. Среди его экспонатов — самое большое в мире Евангелие, позолоченная рака святых Сергия и Германа, основателей Валаамского монастыря, серебряная рака преподобного Арсения Коневского, риза с иконы Коневской Божией Матери XVI века, дары и подношения русским монастырям от членов Российской императорской фамилии.

В 1917 году Финляндская православная церковь отделилась от русской, а в 1919 получила автономию. С тех пор между ними начали развиваться канонические различия (например, ФПЦ празднует Пасху, Рождество и непереходящие праздники по григорианскому календарю). В 1957 году был взят курс на сближение. Сейчас ФПЦ находится под юрисдикцией Константинопольского патриархата, но активно взаимодействует с Московским. Несмотря на это, лишь в 1999 году указом Священного синода РПЦ на территории Финляндии образовано представительство Московского патриархата.

Любой крещеный православный христианин может быть членом ФПЦ. Вступление оформляется через собеседование с настоятелем православного прихода по месту проживания, подачу заявления и запись имени вступившего в список прихода. Такая традиционная форма (так было, например, в дореволюционной России) способствует упрочению внутрицерковных связей. Поскольку Финляндская православная церковь является государственной, она пользуется правом регистрации. Это означает, что членство в приходе имеет официальный государственный статус. Члены ФПЦ отчисляют налог на нужды церкви в размере 1,5−1,8 процента от дохода. Этот налог не ограничивает возможностей для пожертвований на церковные нужды. Однако с прихожан не взимается никакой обязательной платы за совершение треб (молебнов, отпеваний, панихид, освящений икон, домов, машин и пр.).

По статистическим данным, кроме приверженцев Евангелической лютеранской церкви (85,6 процента) в Финляндии 0,7 процента населения — пятидесятники, 0,25 процента — свидетели Иеговы, 1,1 процента — православные (35 тыс. карелов и 20,4 тыс. русских). Ни к какой религии не относят себя 12,3 процента жителей страны.

ПРАВОСЛАВНАЯ СВЯТЫНЯ ПРИБУДЕТ К НАМ ИЗ ФИНЛЯНДИИ

В Петербург из Финляндии 15 июля доставят чудотворную икону Коневской Божией Матери. Образ привезут из Ново-Валаамского монастыря (Финляндия) в Александро-Невскую лавру, где она будет находиться до 19 июля. В течение всех дней пребывания в лавре между утренними и вечерними богослужениями у иконы будут проходить молебны и акафисты. После последнего молебна 20 июля икону перевезут на Санкт-Петербургское подворье Коневского монастыря, а 22 июля святыня отправится на остров Коневец, где на следующий день, в ее праздник, пройдут особые торжества. Затем 29 июля икону доставят в Приозерск на подворье Коневского монастыря, а 30 июля перевезут в поселок Саперный, после чего отправят обратно на Новый Валаам.

Шесть столетий тому назад икона была доставлена на Русь преподобным Арсением со Святой Афонской горы. В 1393 году он основал монастырь Во имя Рождества Пресвятой Богородицы на безлюдном острове Коневец. Икона стала называться по имени острова. За столетия она прославилась многими чудесами.

http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art=242 247 579&print


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика