Русская линия
Невское время Сергей Федоров26.05.2006 

Церковь под небом Поднебесной
Православие может заполнить «духовную дыру» в душах современных китайцев

Недавно я со своими друзьями выступил с идеей создания кафедры подготовки православных миссионеров для духовной миссии в современном Китае. Мне кажется, сейчас это очень актуально. За последние годы в России отмечается глобальный приток китайцев — учащихся, работающих или просто проживающих на территории нашей страны. Границы двух государств предельно открыты друг для друга. Проявляется очевидная тенденция взаимозаселения территорий обеих стран. Как известно, Китай — перенаселенная страна. Совершенно естественно, что российский Дальний Восток и Сибирь терпят своего рода нашествие иноплеменных. Поэтому взаимопроникновение наших древних культур становится неизбежным.

Великая Поднебесная насчитывает около пяти тысяч лет истории, обладает оригинальной религией и философией, глубокими культурными корнями, имеет своих гениев и национальных героев.

Население Китая уже насчитывает около 1 миллиарда 400 тысяч человек. То есть получается, что язык, на котором говорит примерно четверть населения Земли, — китайский. Китайские эмигранты живут почти во всех странах мира, привнося туда свое мировоззрение. Отсюда следует, что, если провести их христианизацию, распространение православия может достигнуть непредсказуемых масштабов по всему миру. И при этом не обязательно направлять миссионеров в Поднебесную, по крайней мере в ближайшие годы, а достаточно работать на «жатве готовой, где делателей мало».

Понятие «современный китаец» очень сложно. Влияние культурной революции, коммунистического тоталитаризма, беспрестанное стремление к «ликвидации безграмотности» и к идее «мы всех догоним и перегоним» сделали свое дело. Современный китаец превратился в «круглосуточного коммерсанта», имеющего надежду стать богатым и купить весь мир, при этом постоянно и откровенно завидующего богатым. Это коммунист, зачастую номинальный, мало что делающий для своей партии, но берущий от нее по максимуму. Либо это простолюдин с «духовной дырой», иногда заходящий в буддийские храмы и ставящий курительные палочки за благополучие семьи. Нужна работа с этими уставшими от всевозможных социальных экспериментов душами. Самое время нести свет православия в умы великой нации «хань».

На сегодняшний день православие в Китае весьма слабо. Китайское правительство пока еще запрещает вести проповеди чуждых религий. Церковь так и не смогла до конца оправиться от потрясений культурной революции 60-х и ее антирелигиозной политики. В декабре 2004 года в Пекине в возрасте 80 лет скончался последний китайский православный священник о. Александр Ду Лифу. Ему так и не удалось получить разрешение от правительства на открытие прихода в столице, власти утверждали, что верующих было слишком мало для этого (около 300 человек). Оставшиеся православные храмы в Харбине и других городах несут лишь функцию музеев русской истории в Китае. Сегодня православные службы происходят в основном на территории посольства РФ. (Правда, в позапрошлом году православные верующие получили разрешение властей отпраздновать Пасху в католическом кафедральном соборе Пекина. Это богослужение было совершено мирянами.)

Несколько китайских студентов в настоящее время учатся в различных богословских институтах России. Согласно сведениям о. Дионисия (Поздняева), ответственного за связи с Китаем в Отделе внешних церковных связей РПЦ, в стране проживают около 13 тыс. православных. Существуют приходы без священства в Синьцзяне и Внутренней Монголии, в Харбине русская православная церковь является местной достопримечательностью.

Однако невозможное человекам, возможно Богу. И нужно вознести горячие молитвы о спасении этой великой державы с ее красивой и глубокой историей.

МНЕНИЕ

Митрофан Чин (США), вебмастер православного китайского сайта http://orthodox.cn:

— Большинство православных китайцев, пользующихся интернетом, новообращенные, они сами побуждают себя к поиску истины. Обычно они общаются на различных религиозных интернет-форумах, задают вопросы о православной вере. В «реале» они часто посещают ныне не действующие, но отреставрированные православные церкви, такие как храм Св. Софии в Харбине. Или они могут искать бывшие церковные здания, уцелевшие во время культурной революции, а также людей, воспитанных в православии с детства. Так как в китайских СМИ почти не затрагиваются вопросы православия, наш сайт предоставляет возможность ознакомиться с православной периодикой на китайском языке.

В первые полтора столетия после появления в Китае православия оно не получило широкого распространения, оставаясь верой потомков русских казаков, плененных в 1685 году и силой приведенных в Пекин. К 1860 году в Китае насчитывалось не более 200 православных как китайцев и маньчжуров, так и потомков казаков-«албазинцев».

Указом Петра I в 1712 году была учреждена русская духовная миссия в Пекине. В 1864 году она была освобождена от исполнения дипломатических функций в связи с открытием русского посольства. Члены миссии, ученые и богословы, приступили к трудам по переводам богослужебной литературы на китайский язык. Этот период славен также синологическими трудами ее членов, заложивших основу русского китаеведения. Особенно потрудился на этой стезе выдающийся ученый о. Иакинф (Бичурин).

Восстание «ихэтуаней» 1889−1900 годов, антихристианское по сути, привело к появлению первых китайских мучеников-христиан как католиков, так и православных. В 1902 году Русская православная церковь прославила в лике местночтимых святых 222 китайских мученика, пострадавших во время этого восстания. Но в 1902 году в Китае насчитывалось уже 32 православных храма, прихожанами которых были 6000 человек.

После революции 1917 года из России в Китай пришли сотни тысяч беженцев. К 1949 году в стране было построено до 106 православных храмов. После победы революции и «исхода» русских верующих из Китая в 1949 году в стране еще оставалось 10 000 православных христиан.

Духовная миссия была закрыта в 1954 году. Русская православная церковь объявила о предоставлении автономии Православной церкви в Китае. Но «культурная революция» 1966−1976 годов разрушила молодую Китайскую православную церковь. Начало ее воссоздания пришлось на 80-е годы XX века. Были открыты приходы в Дунбэе и Синьцзяне. Однако до сего дня Православная церковь в КНР не имеет официального статуса и лишена возможности в полноте жить литургической жизнью.

http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art=242 246 324&print


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru