Российские вести | Станислав Стремидловский | 25.05.2006 |
Поговорим лучше о том, что стоит за изложенными церковным языком определениями. Участники IV Всезарубежного Собора выразили великую надежду, «что в благоприятное для сего время будет восстановлено, на основе Христовой Истины, единство в Русской церкви, открывающее нам возможность служить вместе и причащаться от единой Чаши». Помимо того, было выражено соборное согласие с тем, «что необходимо подтвердить на будущее канонический статус Русской зарубежной церкви, как самоуправляемой части Поместной русской церкви, в соответствии с действующим Положением о Русской православной церкви заграницей».
Практические и технические вопросы должен будет определить Акт о каноническом общении. В принципиальном плане Акт принят и одобрен при необходимости завершения разработки некоторых его пунктов. Окончательное утверждение текста, как и детали проведения его торжественного подписания, поручается доработать Архиерейскому Синоду Русской православной церкви заграницей. Со стороны Русской православной церкви Московского Патриархата ответственным определено быть Синоду РПЦ МП.
По большому счету, видение ближайших шагов как со стороны «москвичей», так и со стороны «зарубежников» мало чем отличается друг от друга. «Устройство Русской православной церкви заграницей, как мы понимаем, останется таким же, каким и сейчас является, с ее Архиерейским Собором, Синодом и существующими органами управления, — говорит в этой связи Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. — Мы исходим из сохранения исторически сложившейся общности епархий, приходов, монастырей Русской зарубежной церкви — в качестве самоуправляемой части единой Поместной русской церкви. Именно так РПЦЗ сама себя определяла на протяжении десятилетий».
Вместе с тем, отмечает Алексий II, восстановление общения и единства подразумевает, что будут применяться предусмотренные священными канонами церковно-правовые нормы. Если архиереи Русской зарубежной церкви становятся членами Архиерейского Собора Московского патриархата, то естественно, что будет происходить и предусмотренное канонами утверждение их избрания Священным Синодом Патриархата, хотя само избрание будет совершаться по-прежнему — Собором РПЦЗ. То же касается и избрания Первоиерарха.
Однако что волнует Московский патриархат, так это потенциальная ситуация, когда за границей России кое-где будут на одной территории существовать параллельно епархии и приходы Русской зарубежной церкви с епархиями и приходами, непосредственно входящими в Московский Патриархат. Уже сегодня, замечает управляющий делами РПЦ МП митрополит Калужский и Боровский Климент, насчитывается более 300 зарубежных приходов Московского Патриархата в Европе, на Ближнем Востоке, в Южной и Северной Америке, в Австралии, в Азии. Порой люди ходят в оба храма. Мы надеемся, говорит в этой связи Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, что в дальнейшем, по мере развития сотрудничества, сослужения, взаимного общения, сама жизнь приведет к тому, что эти епархии и приходы сольются. Однако как сроки, так и форму этого единства сейчас трудно определить. Зато к чему нет претензий, так это к имуществу, принадлежащему РПЦЗ или ее приходам, оно остается в их собственности и полном распоряжении.
Русскую православную церковь заграницей, как можно судить, такой уровень самостоятельности вполне устраивает. «Наши архиереи станут полноправными членами Архиерейского Собора Поместной русской церкви, — отмечает секретарь Германской епархии РПЦЗ протоиерей Николай Артемов. — Они будут в установленном порядке участвовать в заседаниях Синода Московского патриархата. Московского представителя в нашем Соборе и Синоде не предвидится. Все решения, принятые в Москве Собором или Синодом, действуют у нас только с учетом нашего Устава и нашего статуса самоуправляемой части Русской церкви». К слову, сегодня подобным образом живут самостоятельные части РПЦ МП на Украине, в Белоруссии, Молдавии и Латвии.
Однако верующих РПЦЗ, продолжает протоиерей Николай Артемов, волнует вопрос: а что если будет отказ в утверждении новоизбранного Первоиерарха? Утверждение канонически обусловлено, и, следовательно, отказ должен быть канонически обоснован. Мыслимо ли, чтобы Русская зарубежная церковь нарушала каноны? В случае же произвола таковой был бы у всех на виду. В свое время на произвол — на поступившее из Москвы запрещение в священнослужении — дал канонический ответ митрополит Кирилл (Смирнов) в 1930 году, а также и митрополит Антоний (Храповицкий) в 1934 году за себя и за иерархию. Что касается отказа утвердить избрание, то все это означало бы величайший церковный конфликт, который никому не нужен. Но если наступят, предположим, иные времена с очевидным попранием церковной свободы, придется так или иначе вновь временно отмежеваться, опять до лучших времен.
Очевидно, что эти и другие волнения верующих и архипастырей со временем должны будут урегулированы. Но для этого необходимо отрегулировать практику сотрудничества, определить не только общую позицию по тем или иным теоретическим вопросам, но и выработать механизмы принятия конкретных решений. Судя по последним событиям, осторожно можно сказать, что первые шаги на этом пути делаются в правильном направлении.
Так, реагируя на озабоченность участием РПЦ МП в экуменическом движении, буквально по следам IV Всезарубежного Собора представитель Московского патриархата епископ Венский и Австрийский Илларион, выступая 17 мая 2006 года на заседании Исполнительного комитета Всемирного Совета Церквей, поделился своим видением перспектив ВСЦ и православного участия в его работе. По словам епископа Иллариона, оценивает он эти перспективы достаточно пессимистично. С одной стороны, выражается благодарность за работу, проделанную в рамках Специальной комиссии по православному участию в Совете. С другой стороны, подчеркнул представитель РПЦ МП, объективные процессы, происходящие в «экуменическом содружестве», делают участие православных в работе межхристианских организациях все более проблематичным.
Еще один интересный штрих. Не так давно в Сурожской епархии Русской православной церкви Московского патриархата случилась неприятная история. Управляющий епархией епископ Василий (Осборн) без уведомления Патриарха Московского и всея Руси Алексия II подал прошение в Константинопольский Патриархат о переходе в эту юрисдикцию. После отказа отозвать это обращение, епископ Василий указом Алексия II был отправлен на покой без права перехода в другую юрисдикцию до завершения разбирательства. Так вот, в комиссию Московского патриархии по разбирательству инцидента был включен и представитель Русской православной церкви заграницей — архиепископ Берлинский, Германский и Великобританский Марк.
Безусловно, на пути создания единой Поместной русской церкви ожидается немало препонов. Попытаются этому помешать некоторые политические силы, в первую очередь, иностранного происхождения. Палки в колеса будет пробовать вставлять и поистине ставший бедствием для православного мира Константинопольский Патриархат, чья «бескорыстная» любовь к американскому правительству общеизвестна. Однако оптимизм внушает то, что противников единства почти не осталось в самих РПЦ МП и РПЦЗ.
Праведный Иов Многострадальный, в день памяти которого завершился упоминавшийся выше Архиерейский собор Русской православной церкви заграницей, пережил немало тяжких испытаний. Такие же скорби в XX веке обрушились и на Русское Православие. Однако Бог был уверен в верности Иова, когда попустил ему пострадать. И после всех испытаний праведнику было возвращено утраченное. Будем верить, что не напрасно перенесла скорби и Русская православная церковь. Будем верить, что и ее любящий Бог восстановит и преумножит краше прежнего.