Российская газета | Валерий Коробейников | 25.05.2006 |
Когда говорят о Кирилле и Мефодии, то в первую очередь, как правило, обращают внимание на просветительскую составляющую их многогранной деятельности. И это вполне справедливо. Однако в наше время бурных дебатов в обществе о свободе, независимости и нравственности в первую очередь уместно вспомнить о некоторых общих принципах жизни общества и государства, основы которых были заложены нашими великими просветителями.
Произошло это так. Славянский князь Ростислав, возглавлявший в IХ веке Великоморавское княжество, решил избавиться от засилья немецких епископов, которые вели церковные службы на чуждом народу языке. Он обратился к византийскому двору с просьбой прислать в Моравию проповедников, которые могли бы учить на славянском языке, вести на нем церковные службы, перевести на родной язык священные и богослужебные книги. Именно эту миссию и выполнили Кирилл и Мефодий. Их деятельность по времени совпала с основанием Русского государства, которому по преимуществу и суждено было воспользоваться делом святых братьев.
Как подметил выдающийся русский историк Сергей Соловьев, автор классического труда «История России с древнейших времен», опыт первоучителей наглядно показал: если общество и государство находятся под иностранным духовным прессом, допускают засилье чужеземного языка, то человек не может быть свободен, а государство — независимым.
Этот вывод актуален и для нашего времени. Сейчас часто говорят о том, что свобода является высшей ценностью человека. Но ее нельзя свести лишь к участию в выборах и других демократических процедурах, своеобразию индивидуального поведения, выражению многообразных мнений. Современный гражданин славянской страны не может чувствовать себя подлинно свободным, если его фактически принуждают питаться заокеанской духовной пищей, сводить родную речь к набору англицизмов. А государство, которое допускает такое положение, не является по существу независимым. Истинная свобода и независимость всегда опираются на собственную духовную основу. И одним из главных ее источников и в России, и в Беларуси, других славянских странах являются письменность и культура, традиции которых заложили Кирилл и Мефодий. Однако в новых исторических современных условиях эти традиции требуют, конечно, современной интерпретации. По мнению академика Сергея Лихачева, культура как материальная и духовная среда обитания людей связана с процессами создания и распространения норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества.
Сегодня традиционными стали открытые уроки для учащихся школ, средних специальных и высших учебных заведений. Например, в Международном славянском институте (Москва) открылись ежегодные «Кирилло-Мефодиевские чтения» на тему: «Славянское просвещение: от Кирилла и Мефодия» до наших дней". А через несколько дней в институте откроется первая в Москве домовая церковь Кирилла и Мефодия.
В России и Беларуси День славянской письменности и культуры отмечается как государственно-церковный праздник. 24 мая во всех храмах наших стран отслужили божественную литургию в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Валерий Коробейников, проректор Международного славянского института, доктор философских наук, профессор, Москва