Невское время | Максим Антипов | 25.05.2006 |
Сегодня многие прихожане склонны больше доверять устным источникам информации, в роли которых выступают некомпетентные в богословии, но наделенные большим апломбом бабушки, избравшие своим досугом времяпрепровождение при церкви. Такие всегда готовы объяснить все происходящее в храме по-своему. Очень часто они ведут себя довольно агрессивно — и тем отталкивают людей, впервые пришедших в церковь.
Не идет на убыль в церковной среде и такое явление, как младостарчество: «рвение не по разуму», которое проявляют молодые и малообразованные священнослужители. Иногда вокруг них объединяются фанатичные почитатели (в основном женщины), образуя настоящие секты. Не ослабевает и нагнетание апокалиптических настроений.
До сих пор, несмотря на внятно выраженную позицию патриархата, есть церковные люди, считающие ИНН «печатью антихриста», и священнослужители, отказывающие принявшим ИНН в причастии.
«Народное прославление святых», наряду с личностями, которые в дальнейшем в действительности могут быть канонизированы, возносит и столь сомнительных персонажей, как Иоанн Грозный и Григорий Распутин. В их честь устраиваются самочинные «крестные ходы», тиражируются их «иконы». Так, недавно была написана «икона» певца Игоря Талькова. Речь иногда заходит и вовсе о немыслимых канонизациях — Сталина, Гитлера…
На весьма низком уровне находится в околоцерковных кругах и знание Священного Писания. Отец Александр Дягилев заметил: «Многие искренне полагают, что Святая Троица — это Богоматерь, Иисус и Николай-угодник…»
Участники конференции были вынуждены констатировать увеличение подобных суеверий и обратиться к митрополиту Владимиру с просьбой усилить контроль за литературой, продающейся в церковных лавках. Ведь рынок, ворвавшийся и в сферу православного книгоиздания, породил множество полуграмотных книг и брошюр, рекламирующих различные духовные сенсации, на которые покупаются религиозно необразованные люди, считающие себя православными.
Одной из мер, призванных противостоять суевериям, собравшиеся в Александро-Невской лавре сочли введение при каждом храме должности катехизатора — богословски образованного мирянина, который бы ежедневно консультировал прихожан по всем вопросам церковной практики.
КОММЕНТАРИИ
Протоиерей Александр Будников, председатель миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии РПЦ:
— Люди приходят в церковь за решением проблем, предполагая, что поставив свечу, они компенсируют этим всю душевную работу, связанную с истинной верой. И Боже упаси кого-нибудь передать свечку левой рукой или переставить ранее поставленные кем-то свечи. Это моментально вызовет бурю гнева, и посягнувший на чужую свечу может быть обвинен чуть ли не в колдовстве.
Многих привлекает в церкви возможность решить собственные проблемы. Это как некий магический собес — центр по обеспечению населения здоровьем и благополучием. Самое распространенное суеверие связано с причастием: якобы многократно повторенное, оно повышает гемоглобин и является лучшим средством от болезней желудка.
Алексей Любомудров, доктор филологических наук, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН :
— Настораживает массовое «мироточение» икон, которое наблюдается в современной церковной практике. Возник своеобразный культ «прикладывания» икон — люди везут иконы из дома, прикладывают их к «мироточивым», дабы воспроизвести это явление в своей домашней моленной. Это есть не что иное, как «клонирование» святыни. Появляются «центры мироточения» — храмы, монастырские кельи и даже квартиры, где мироточат все (!) иконы без исключения. В то же время можно вспомнить, что и Господь, и святые отцы запрещали стремиться к чуду.
Священники не исключают, что некоторые случаи подобных «чудес» и «знамений» имеют откровенно бесовскую природу и являются прельщением, некоей разновидностью полтергейста.
http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art=242 172 083&print