Русская линия | 23.11.2007 |
В своем докладе Н.К.Симаков, рассказав о появлении Патриаршества и его характерных чертах, подверг резкой, но аргументированной критике синодальную систему управления Церковью, введенную Императором Петром I. По мнению историка, синодальный (петербургский) период привел к нарушению симфонического единства между Церковью и государством, которое наиболее ярко проявилось в совместном правлении Царя Михаила Федоровича и его отца — Патриарха Филарета. С XVIII века, считает Симаков, в стране наступили времена «цезарепапизма» и даже «царебожия», когда Император провозгласил себя главой Церкви, и государство взяло на себя ряд ее функций и прав. При этом падение царского самодержавия Симаков назвал «самоликвидацией», выразив также мысль, что «монархия стала препятствием к спасению русского народа», так как синодальное управление Церковью привело к тому, что она уже перестала быть совестью народной, и следовательно только восстановление Патриаршества могло исправить ситуацию. «С 1917 года у нас начался новый период — период патриаршей теократии. Патриарх стал духовным вождем русского народа, и несмотря на последующее пленение Церкви большевиками, она выстояла и победила».
С.М.Григорьев, присоединяясь к оценке, данной Н.К.Симаковым восстановлению Патриаршества, тем не менее, выразил несколько иное отношение к синодальному периоду Русской Церкви. Он обратил внимание аудитории на то обстоятельство, что синодальный период есть явление уникальное, так как, помимо Русской Церкви, оно никогда не было известно другим Православным Церквам. Отметив положительные стороны опеки Церкви со стороны православного монархического государства, С.М.Григорьев справедливо заметил: «Если синодальный период — это пленение Церкви, то что же тогда свобода? Свобода Церкви, на мой взгляд, это возможность исповедовать неповрежденную веру. А этого Русскую Церковь никто никогда не лишал».
Докладчик также отметил, что ментальность русского народа такова, что разделение власти (например, между Государем и Патриархом) действуют на него отрицательно, и именно это обстоятельство побудило Петра Великого отступить от традиционной форму организации жизни Церкви. Кроме того, Григорьев выразил мнение, что восхищение церковной власти государством было сделано из добрых намерений: в условиях, когда значительная часть народа являлась православной лишь по формальным признакам, а значит и глухой к призывам священноначалия, государственная власть стала принуждать общество жить по евангельским принципам силой закона.
Доклады вызвали большой интерес аудитории и оживленную полемику. В ходе дискуссии были высказаны различные точки зрения о синодальном периоде, его значении, о доводах его защитниках и противниках, однако участники форума сошлись во мнении о промыслительном значении восстановления Патриаршества и его величайшей роли в условиях глубочайшего нравственного и государственного кризиса, охватившего Россию в XX века.
В заседании СППФ приняли участие известные православные ученые, публицисты и общественные деятели Петербурга. Вел форум главный редактор РИА «Русская линия» Анатолий Степанов. Напомним, что инициаторами создания СППФ выступили Православное информационное агентство «Русская линия» (А.Д.Степанов) и некоммерческий Институт русской культуры (протоиерей Николай Головкин). По замыслу инициаторов, заседания СППФ представляют собой серию круглых столов, посвященных обсуждению наиболее актуальных тем, волнующих русское православно-патриотическое движение и российское общество в целом.
Гиперссылки на аудио-файлы выступлений участников форума 22.11.2007:
Н.К.Симаков | С.М.Григорьев |
А.Н.Швечиков | И.О.Ильин |
Б.Г.Дверницкий | А.Б.Бадьянов |
А.Д.Степанов | С.В.Чечаничев |
С.Б.Кирьянов |