Русская линия | 23.11.2007 |
«Мне кажется, что более продуктивным будет путь большей детализации административного и уголовного законодательства в различении религиозных организаций, сохраняющих за своими членами психологическую, личностную и гражданскую свободу, от тех организаций, которые подавляют сознание своих членов, например, используя методы нейролингвистического программирования», — считает отец Михаил. «Каким бы шокирующим ни казался пензенский эпизод, важно не использовать его как повод для стеснения религиозных свобод в принципе. Начать этот путь легко, а остановиться трудно. В этой ситуации я бы призывал к большей сдержанности, а не к поспешным и скоропалительным решениям», — уверен протоиерей Максим.
В свою очередь, руководитель пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский считает, что в современном российском законодательстве «достаточно механизмов, чтобы уберечь людей от физического заточения, чтобы защитить имущество, которым стремятся завладеть секты. Надо просто, чтобы эти механизмы нормально работали. Я не уверен, что нужны какие-то специальные новые законы, жесткие меры и т. п. Мы уже проходили в истории Церкви борьбу с раскольниками, когда в религиозные вопросы вмешалось государство и наломало дров. Ведь под понятие секты можно будет подвести любую религиозную группу, кому-нибудь неугодную», — предостерегает священник. «Главная проблема в религиозной сфере связана с невежеством и отсутствием элементарной религиозной грамотности. Многие до такой степени заражены гордыней, что им кажется, что они обладают большей истиной, чем та, что заключена в Евангелии и в опыте Церкви», — считает отец Владимир.
Со своей стороны, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Александр Макаров говорит о необходимости специальных законов, предостерегающих людей от пагубных последствий сектантской деятельности. «Безусловно, соответствующее законодательство необходимо. Об этом свидетельствует, например, и европейский опыт. Но этот вопрос очень сложный», — считает отец Александр. «Часто секты скрывают, что они религиозные организации, выдавая себя за культурно-просветительские и др. Они часто действуют обманом и манипулируют доверчивыми людьми, эксплуатируя в своих корыстных целях религиозные чувства. Конечно, от таких организаций людей надо защищать. Другой вопрос: как отделить тоталитарных сектантов, промывающих мозги, калечащих психику, от просто заблуждающихся людей, которые никому никакого вреда не приносят? Да, такая работа нужна. Но кто этим будет заниматься? Если при этом будут исходить из того, что „сектант это тот, кто верует не так, как я“, то можно дойти до элементарного покушения на свободу совести», — высказал свои опасения отец Александр.
Юристы также предупреждают о некоторых трудностях, которые могут возникнуть при разработке антисектанского законодательства. В частности, по словам начальника отдела по надзору за исполнением законов и оперативно — розыскной деятельностью Северо — Западной транспортной прокуратуры Михаила Татьянока, «в уголовном кодексе России есть такие понятия как «религиозные» и «общественные» организации, однако в нём ничего не говорится о «сектах». Трудность введения этого понятия в юридический язык заключается в том, что оно практически не поддается определению. Более того, еще сложнее сделать так, чтобы та или иная организация подошла под эту формулировку «. Поэтому, считает М. Татьянок, «существующая в юриспруденции ситуация вполне нормальная, поскольку в российском законодательстве четко указано, что незаконна деятельность той организации, которая причиняет вред своим членам».
Между тем, депутат Госдумы Александр Чуев считает, что от сектантов Россию спасет уже разработанный законопроект о социальном партнерстве государства и традиционных религиозных организаций, который представлен Президенту России, но до сих пор не рассмотрен.
Русская линия