Русская линия
ТрудСвященник Владимир 25.05.2006 

Как достучаться до Бога
Уместны ли деньги в православном храме?

«В опубликованном не так давно в вашей газете интервью с «профессиональным» нищим меня задели его слова: «Храм — Христова обитель, тут трясти кошельком неловко».Но ведь мы, приходя в храм, сталкиваемся прежде всего с прилавком и каждый раз «трясем кошельком»: панихиду заказать — плати, крестить — тоже плати. Венчание, говорят, немалых денег стоит… Даже во время молитвы священник обходит прихожан с подносом — деньги собирает. Что же это за «Христова обитель», если и здесь причащают и отпускают грехи за деньги? «Елена СКВОРЦОВА Тульская область

Прокомментировать письмо нашей читательницы корреспондент «Труда» попросил настоятеля подмосковного храма во имя Святителя Николая Чудотворца отца ВЛАДИМИРА:

— При крещении мы рождаемся заново и как бы входим в Завет (условно говоря, двусторонние договорные отношения) с Творцом. Очень схематично, упрощенно это выглядит своеобразным обменом: райская жизнь — за исполнение некоторых обязательств (заповедей); наши материальные приношения — на дары свыше… Но необходимое условие для свершения такого «обмена» — правильное прославление Творца, то есть православие.

Большинству храмов непросто удается собрать средства на содержание штата. На реставрацию и вовсе копят годами. Прихожане попрекают некоторых священнослужителей: вот, дескать, у вас дорогие украшения, автомобили и просторные хоромы. Но ведь все это — пожертвования богатых людей или организаций.

Не знаю, подозревают ли церковь в корысти прихожане, которые обращаются ко мне с таким вопросом: почему церковная утварь у вас стоит дороже, чем аналогичные товары в магазине? Кто и как утверждает прейскурант на обряды?

Я всегда объясняю: в цену продаваемой в храме утвари включено ваше подаяние. То есть, покупая, скажем, свечку, вы одновременно платите за свершение церковных таинств и обрядов. Кроме того, и утварь, и обряды доступны любому прихожанину, даже самому неимущему. Есть простые крестики по доступной цене, за рубль-полтора можно купить свечку, небольшая иконка стоит чуть дороже. Да, крестик из серебра, а тем более из золота обойдется в немалую сумму, но ведь святости от такой покупки не прибавится…

Что касается свечей, их цена в зависимости от величины колеблется от одного до 20 рублей. Однако во многих храмах простые свечи выложены бесплатно. Да, на обряды в каждом храме установлен свой прейскурант. Стоимость зависит от того, сколько служащих храма будут принимать в нем участие. За крещение или отпевание с вас вряд ли возьмут больше 100 — 150 рублей. Если венчание — подороже, потому что надо договариваться с приходским хором. Но обычно за обряд или службу в храме берут не по тарифу, а сколько могут дать прихожане.

Некоторые люди считают: чем больше денег несешь в храм, тем ты ближе к Творцу. Пожертвовал, скажем, 10 тысяч рублей — купил (то есть получил взамен согласно завету-договору) отпущение всех грехов. Опустил в церковную копилку сто рублей — тебе простилось по мелочи.

А ведь подаяние, жертва и милостыня — вещи разные. Жертва отличается от подаяния целью платежа: это попытка загладить большой грех или множество грехов. Жертва подразумевает, что раскаявшийся грешник идет на чувствительные для себя материальные потери: продает в пользу церкви машину, квартиру. Оплачивает (пусть частично) постройку нового храма… Для бедняка и часть пенсии — жертва.

Милостыня может быть как добровольным подаянием (к примеру, нищим на паперти), так и жертвой. Скажем, во время исповеди, если священник видит, что одного покаяния для отпущения грехов недостаточно, он может наложить на прихожанина епитимью (обязательное к исполнению указание): раздавать нуждающимся милостыню в течение определенного периода.

В церкви можно грехи замаливать, но не покупать отпущение. Те, кто в повседневной жизни не соблюдает заповедей, кто вспоминает о Творце и «осчастливливает» церковь крупными пожертвованиями только в случае нужды, должны знать, что их молитва, их прошение вряд ли поднимутся выше потолка. То есть, говоря популярным нынче у таких людей языком, их инвестиции не принесут дивидендов.

Из расценок московского храма Спаса Преображения в Спас-Тушине, где, как заверили нас в бухгалтерии, цены по сравнению с другими столичными храмами весьма умеренные:

Стоимость восковых свечей (коптящие парафиновые в храме не благословляются) — от 2 до 100 рублей;

нательного крестика — от 30 рублей;
записки на поминовение — 10 рублей (простой) и 20 рублей (заказной);
молебна — 40 рублей;
обряда крещения — 400 рублей;
обряда венчания — 900 рублей (полная стоимость, включая оплату хора);
отпевания — 400 рублей (заочного — 250).

Зайцев Игорь

http://www.trud.ru/trud.php?id=200 605 250 921 001


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика