Русская линия
Православие и современность Наталья Горенок25.05.2006 

Нива жизни нашей
Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Изд. 5-е, доп. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2006

Нива жизни нашей. Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Нива жизни нашей. Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Прежде, чем начать рассказ об этой книге, необходимо еще раз поговорить о понятии «старчество» — особо любимом в русском православном народе. Кто-то считает, что оно принадлежит безвозвратно ушедшему прошлому, соотносится исключительно с неповторимым оптинским старчеством. Кто-то тратит время на поиски современных старцев, заменяя этими поисками подлинную духовную и церковную жизнь.

Но сегодня у нас есть уникальная возможность услышать голос истинного наставника, его совет, обращенный, как кажется, лично к тебе. Он помогает, утешает, убеждает, он скорбит вместе с тобой, предупреждая тебя о последствиях твоих поступков. Он даже наказывает, как любящий отец, но не стесняя, не подавляя при этом твоей воли. Он показывает путь, следуя которым ты можешь вести свою жизнь богоугодно и достичь спасения, но ни к чему не принуждает тебя: идти ли по этой дороге — выбор за тобой.

«О., дорогая! Ну сколько раз я говорил тебе о том, как тебе быть, а ты все не знаешь. Нет, детка, ты все знаешь — и по слову нашему, и опытно; но вот делать как надо бы — не по душе тебе. Хочется огульной свободы, чтобы как все. Но „как все“ — это по стихиям мира сего, а не по Богу. „Как все“ — это страшная болезнь в будущем и горе, которого не избежать… У Господа ошибок не бывает. И если человек Ему верен, то эта верность вознаграждается счастьем жить с ясной душой и миром совести. Вот и выбирай».

Об этой неповторимой особенности сборника писем отца Иоанна Крестьянкина — обращенности посланий лично к тебе — говорят все, кто берет в руки эту книгу. Причина тому — не только то общее, что вложил Господь в каждую человеческую душу, не только сходство жизненных обстоятельств, которое складывается в похожую «линию жизни»: выбор профессии, спутника жизни, сложности супружества, воспитания детей, болезни собственные и близких людей, одиночество, обретение и потеря веры, наконец, приближающаяся смерть, отношение к ней. Все так непросто! Всем необходим совет человека мудрого, опытного. Отцу Иоанну — истинному старцу, не только годами, но и по всему его духовному устроению — было дано глубокое понимание человека, знание человеческой души, которое приходит лишь благодаря долгой праведной жизни, непрестанной молитве и духовнической практике.

Не случайно и каждое переиздание писем архимандрита Иоанна начинается его словом о духовничестве. «Духовничество — отцовство, когда в муках рождения духовник освобождает от пут греха и от неведения в человеке тот образ Божий, который ему дан, и указывает путь к подобию».

Отец Иоанн говорил, что делу духовному нет конца, но опыт духовничества древних отцов нельзя просто перенести в день сегодняшний: нынешние чада Церкви совершенно особые, они приходят к духовной жизни, отягченные многими годами греховной жизни, с извращенными понятиями о добре и зле. А усвоенная ими правда земная восстает на оживающее в душе понятие о Правде Небесной; гордость убивает начатки смирения: «Думаю, что тех старцев, которых ищете Вы, нынче нет. И знаете ли, почему отобрал Господь у мира такую великую помощь и утешение? А потому, что нет послушников, только одни совопросники».

«Духовникам и чадам Божиим остается только понять, что сила их не в подвигах, не в учености, но в немощи, которую надо принять как свою спасительницу, примириться с ней, полюбить ее и сознательно принести свою немощь к стопам Божиим, чтобы в ней начала действовать благодать и сила Божия и возобразился в нас Христос».

В последние годы жизни отец Иоанн уже не мог принимать всех приходящих к нему людей, но по-прежнему отвечал на тысячи писем, из которых и был составлен этот сборник, а главное — молился за каждого, обратившегося к нему за помощью, считал это делом, с которым по важности ничто сравниться не может. Он не переставал учить бесконе чному доверию Богу. Как Ему доверял он сам — можно судить по письму-поздравлению, адресованному 80-летней старице: «Вот дожили мы с Вами до блаженной поры, когда нива жизни нашей побелела и полновесный колос ее уже клонится к земле. И сердце страшится, но сердце и радуется. Что воздадим Господу нашему — Великому Сеятелю, яже воздаде нам? Что, кроме благодарности, принесем мы Ему? Ведь мы прошли многотрудную и многоскорбную жизнь. От Него мы приняли многоценный дар веры, и к Нему, к Его любви стремятся душа и сердце наше теперь.

„Господи! Тебе все ведомо; сотвори со мной, как изволишь“. Господь с Вами, чадо мое! Господь с нами! А с Ним всегда и везде хорошо.

Так будем продолжать жить, радуясь за прожитое и пережитое; за то, что жизнь еще продолжается; и за то, что Заря Вечности уже стучится в нее. Слава Богу за все!»

Книга писем архимандрита Иоанна (Крестьянкина) выдержала уже несколько переизданий. Издание 2006 года — пятое и первое посмертное: Батюшка мирно почил 5 февраля, когда празднуется Собор новомучеников и исповедников Российских. Невозможно ни подумать, ни сказать: «Умер». Нет! Отошел ко Господу.

http://www.eparhia-saratov.ru/cgi-bin/print.cgi/txts/journal/articles/01church/130.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru