Новые Известия | Станислав Анищенко | 24.05.2006 |
Вскоре может быть налажено серийное производство передвижных церквей |
Заказ на передвижной храм-трансформер коллектив Волгоградского завода транспортного машиностроения получил около двух лет назад. Ничего подобного им делать прежде не приходилось, да и в России примеров такого церковного зодчества не было.
Храм весом 6,5 т смонтирован на 12-метровой площадке-автоприцепе, оборудован автономным энерго- и водообеспечением «по евростандарту». К помещению для богослужений примыкает келья на три спальных места с комплектом сантехники. На трассе от мирского большегрузного транспорта автоцерковь отличается разве что небольшим куполом на крыше. Чтобы привести храм в рабочее состояние, потребуется всего три пары рук и три часа времени. По словам разработчиков проекта, молиться в нем смогут до 120 человек. По сравнению с церквями «стационарными» — скромно, зато доставлен «Божий дом на колесах» может быть практически в любой отдаленный поселок, куда еще не проложены дороги. По словам пресс-секретаря Волгоградско-Камышинской епархии Сергея Иванова, «многие правящие архиереи РПЦ не отказались бы от такой автоцеркви, но из-за достаточно высокой стоимости — около 2 млн. рублей — не все могут позволить себе сделать подобный заказ».
Николай Мусиенко, директор Волгоградского завода транспортного машиностроения, разработавшего церковное «ноу-хау», уверен, что останавливаться на достигнутом не стоит, и предлагает создавать мобильные храмы не только для епархиальных управлений, но и для нужд вооруженных сил:
«В русской армии всегда были походные церкви, — рассказал „НИ“ Николай Мусиенко. — Я считаю, что эту традицию нужно возродить».
Не все военные разделяют оптимизм разработчиков храма на колесах. И не только в силу его стоимости.
«Я категорически против того, чтобы в армии появились такие храмы, — заявил „НИ“ командир одной из волгоградских воинских частей. — В любой части есть не только православные, но и представители других религий. Я не думаю, что они очень обрадуются, видя, что передвижной православный храм у нас есть, а, скажем, передвижной мечети нет».
С другой стороны, заметим, и в возможной конфликтной ситуации у храма-трансформера есть преимущество: за те же три часа он может быть сложен и вывезен — так, что и следов от него не останется.