Русская линия | 30.10.2007 |
В ответ на это так называемый «киевский патриархат», возглавляемый отлученным от Церкви Михаилом Денисенко, выступил на днях с «сенсационным» заявлением, в котором говорится, что анафема с гетмана якобы была снята еще 90 лет назад. Как сообщил украинскому интернет-изданию «Сегодня» Евстратий Зоря, пресс-секретарь раскольников, отлучение от Церкви было снято с Мазепы самой Русской Православной Церковью по распоряжению Святейшего Патриарха Тихона в 1918 году. При этом представитель «киевского патриархата» сослался на книгу архиепископа Никона (Рклицкого) «Митрополит Антоний Храповицкий и его время», согласно которой, «в восемнадцатом году к владыке Антонию, который был киевским митрополитом, пришли „самостийники“ и попросили его отслужить поминальную службу по Мазепе на Софийской площади на очередную годовщину Полтавской битвы».
По утверждению архиепископа Никона Рклицкого, владыка Антоний якобы послал Патриарху Тихону телеграмму с просьбой снять с Мазепы анафему, без чего поминальную службу справлять было нельзя, а в своем ответе Патриарх Тихон, сославшись на постановление Поместного собора РПЦ 1917−18 гг., осудившего практику анафематствования по политическим мотивам, якобы написал, что она таким образом с Мазепы снята. В итоге, утверждает архиепископ Никон (Рклицкий), «на Софийской площади была отслужена панихида одним из православных викариев по благословению владыки Антония». Между тем, эти нелепые вымыслы не находят подтверждения ни в одном из многочисленных источников по истории гетманской Украины 1918 года и, таким образом, являются гнусной клеветой на святого Патриарха Тихона.
«Никаких документов, подтверждающих это, ни в архивах Московской Патриархии, ни у нас нет. Да и вообще, ни один иерарх Церкви, даже если он Патриарх, не может снять анафему. Это может сделать только Синод Церкви, но он таких решений в отношении Мазепы не принимал», — заявил по этому поводу пресс-секретарь УПЦ Василий Анисимов в интервью интернет-изданию «Сегодня». Что касается утверждения, что анафеме Мазепа был предан по политическим мотивам, то, по словам пресс-секретаря УПЦ, это не соответствует действительности, так как он был клятвопреступником и перешел на сторону инославных шведов, которые по вероисповеданию были лютеранами. «Позиция нашей Церкви по поводу переименования улицы отрицательная, о чем говорится в нашем официальном заявлении. Напомню, кстати, что в Лавре покоятся останки Кочубея и Искры, которых Мазепа казнил по лживому обвинению», — заключил В.Анисимов.
Русская линия