Русская линия | 27.10.2007 |
Напомним, что законопроект, предполагающий, в частности, отмену регионального компонента образования (права региональных властей вводить изучение в школах определенных предметов), в настоящее время принят Госдумой в первом чтении. Как известно, в региональный компонент входит и преподавание «Основ православной культуры» (ОПК). В настоящее время эта дисциплина введена в 14 регионах России. Представители православных общественных организаций полагают, что ликвидация регионального компонента в системе российского образования может поставить под угрозу само преподавание ОПК.
В свою очередь, члены Общественной палаты (ОП) Татарстана обратились к Общественной палате России с просьбой выступить за отклонение в Госдуме поправок в законопроект, ликвидирующих региональный образовательный компонент в системе школьного образования. «В большинстве субъектов Российской Федерации именно в рамках регионального и школьного компонентов реализуется практически все национальное образование, преподавание языков, этнической истории и культуры народов России. Принятие указанных поправок законопроекта разрушает систему национального образования в субъектах Российской Федерации», — говорится в заявлении ОП Татарстана, поступившем в пятницу в «Интерфакс».
По мнению членов Общественной палаты Татарстана, «унификация образовательных стандартов и программ многонациональной Российской Федерации приведет к предельному ограничению прав народов на национально-культурное развитие, лишит их возможности сохранить и развивать национальные языки и культуры». Декларируемая в законопроекте необходимость единства образовательного процесса в России, полагают авторы заявления, «может быть достигнута именно за счет сохранения национально-регионального компонента в структуре государственного образовательного процесса».
Борис Виноградов, комментируя возможность принятия Госдумой поправки в Закон об образовании, отметил, что, по его мнению, эта поправка может, в частности, подорвать основы федерализма в России, так как «наличие общего унифицированного плана характерно обычно для унитарных государств, когда как в федеративных государствах, а Россия, как известно, все-таки федерация, как раз и существуют региональные компоненты, которые теперь хотят ликвидировать». «Ну и, конечно, безусловно, ликвидация регионального компонента несет реальную угрозу преподаванию „Основ православной культуры“, так как этот курс в настоящее время введен уже в 14 регионах в рамках как раз регионального компонента. Если же этот компонент исчезнет, то, вероятнее всего, и курс исчезнет, так как его не включат в федеральную составляющую. Так, скорее всего, и произойдет», — полагает Б.Виноградов.
«Что можно еще попытаться предпринять, чтобы не допустить введения этой поправки? На мой взгляд, общественность уже достаточным образом высказалась как „за“, так и „против“. Вспомним, к примеру, пресловутое „Письмо академиков“ Президенту. Так что данная проблема уже активно обсуждалась на разных уровнях. Также и Президент высказал свою точку зрения. Не думаю, что еще один всплеск общественной активности может стать знаковым. Правда, совсем скоро, 4 ноября, мы будем отмечать День народного единства. Я полагаю, что этот праздник надо рассматривать сквозь призму симфонии властей — светской и церковной. Ведь 4 ноября — это еще и праздник Казанской иконы Божией Матери. И поэтому, по моему мнению, этот праздник можно использовать для того, чтобы еще раз напомнить властям о том, что в России необходимо сохранить „Основы православной культуры“ в качестве культурологического предмета, изучаемого на добровольной основе», — заключил Б.Виноградов.
Русская линия