Русская линия | 10.10.2007 |
Владыка Иларион опротестовал решение Константинопольского Патриархата, отметив, что Московский Патриархат не признает ЭАЦ в качестве автономной канонической структуры, и поэтому, если ее представители не покинут заседание, то это будут вынуждены сделать делегаты РПЦ. Ситуация не изменилась и после переговоров владыки Илариона с епископом Иоанном.
В итоге на пленарном заседании Смешанной комиссии епископ Иларион заявил, что совместное участие делегатов Московского Патриархата и ЭАЦ в официальном заседании означало бы признание каноничности этой церковной структуры. «Ни в Балтиморе в 2000 году, ни в Белграде в 2006 году во время предыдущих заседаний комиссии делегатов от этой церковной структуры не было, и мне непонятно, чем вызвано решение Константинопольского Патриархата включить их в состав православных членов комиссии для настоящей встречи», — сказал владыка, комментируя неконструктивные действия Константинополя.
Тем не менее, епископ Иларион заявил, что Московский Патриархат готов возобновить свое участие в работе Смешанной комиссии, поскольку придает большое значение развитию богословского диалога с Римско-католической церковью, как только Константинопольский Патриархат изменит свою позицию. После этого делегация РПЦ покинула зал заседаний. «Я искренне сожалею о создавшейся ситуации. Константинополь позиционирует себя как гарант межправославного единства, однако предпринимаемые им шаги, к сожалению, наносят ущерб этому единству», — добавил владыка.
Стоит отметить, что участники Смешанной комиссии, половина из которых назначается Ватиканом, а другая половина — руководством Поместных Православных Церквей, намерены закончить работу над документом «Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви», сообщает Патриархия.ru. Этот документ был подготовлен комиссией еще в 1990 году в Москве, однако не был обсужден на ее пленарном заседании, поскольку члены комиссии в связи с серьезным обострением межконфессиональных отношений в ряде стран Восточной Европы сочли необходимым перейти к обсуждению темы унии. На заседании комиссии в Белграде 24 сентября 2006 года серьезные разногласия возникли между участниками по одному из пунктов документа, утверждавшему, что после разрыва церковного общения между Востоком и Западом в XI веке созыв Вселенского собора в строгом смысле слова стал невозможен, однако «обе Церкви продолжали созывать «общие» соборы, в которых участвовали епископы Поместных Церквей, находящихся в общении с Римским престолом, и Поместных Церквей, находящихся в общении с Константинопольским престолом».
Как отметил тогда епископ Иларион, в православной традиции «общение с Константинопольским престолом» никогда не воспринималось столь же обязательным условием соборности, каким для западных Церквей стало «общение с Римским престолом». Модель устройства Православной Церкви принципиально отличается от римско-католической церковной модели, и Патриарх Константинополя никогда не играл в Православной Церкви той роли, которую в Католической церкви играет епископ Рима.
По данному пункту на встрече комиссии в Белграде прийти к консенсусу не удалось. Однако спорные вопросы были разрешены в ходе заседания редакционного комитета Смешанной комиссии в марте 2007 года в Риме.
«Если членов комиссии удовлетворит тот вариант текста, который был выработан нами на заседании редакционного комитета, тогда я не предвижу в Равенне серьезных проблем или конфликтов», — сказал владыка Иларион, комментируя открывшееся заседание. В то же время он не исключил, что при доработке последних абзацев текста, где речь идет о примате (первенстве) во Вселенской Церкви, могут возникнуть новые трения. «Вопрос примата — один из наиболее дискуссионных, и при его обсуждении серьезные разногласия неизбежны. Причем разногласия будут возникать не только между православными и католиками, но и среди православных членов комиссии, поскольку единого понимания примата на уровне Вселенской Церкви у Поместных Православных Церквей нет», — отметил он. Как подчеркнул епископ, «все Православные Церкви признают первенство чести Константинопольского Патриарха, но мы не можем согласиться с тем расширительным толкованием этого первенства, на котором настаивает Константинопольский Патриархат».
К сожалению, худшие опасения епископа Илариона оправдались. Случившийся инцидент, в результате которого заседание Смешанной комиссии по православно-католическому богословскому диалогу оказалось сорванным, еще раз подтвердил, что политика, которую проводит Константинопольский Патриархат, навязывающий представление о Вселенском Патриархе как о православном понтифике, является не конструктивной.
Русская линия