Православная газета г. Екатеринбург | Протоиерей Григорий Дьяченко | 22.05.2006 |
По ясности предсказаний об Иисусе Христе Исаия заслужил название пророка-евангелиста. Он умер мученической смертью: его распилили деревянной пилою. Жил он почти за 700 лет до Р.Х. Часть главы святого пророка хранится на Афоне, в Хиландарском монастыре. Гроб его около Иерусалима.
Вот в кратких чертах история жизни и деятельности святого пророка Исаии. Из нее вы видите, братия, каким неверием к проповеди пророка Божия отличались современные ему иудеи. И в наше время глас слова Божия не умолкает: вы слышите его и в святых церквах, и восприемлете даже в самых юных летах в школах просвещения, и всегда можете видеть и слышать в различных книгах религиозного содержания. Однако же и в наше время есть неверующие.
Есть неверие искреннее, невольное. Это неверие или сомнение человека, который ищет истины, желает верить, но опасается верить по складу своего ума, недоверчивого к чужому свидетельству и ста-рающегося во всем убедиться собственным опытом. Такими неверующими явились апостолы в день воскресения Христова. Получивши от мироносиц весть о воскресении Христовом, они колебались верить не потому, что не хотели верить, а потому, что истина воскресения Христова, по своей необычайности, превышала силу их веры. Таким неверующим был особенно апостол Фома: он поверил только тогда, когда сам увидел воскресшего Господа, мог осязать Его и вложить руку свою в бок Его. Такое неверие нельзя назвать тяжко преступным, однако нужно стараться избегать его, как нравственного недуга, недостатка.
Есть неверие озлобленное, злонамеренное. Это — неверие, которым страдают люди, не хотящие верить, хотя вера настойчиво стучится в их душу, хотя истина неотразимо представляется их уму и имеет за себя очевидные доказательства. Это ожесточение против веры и истины, подобное сатанинскому. Таким ужасным неверием страдали первосвященники и книж-ники иудейские. Они слышали истинно божественное учение Христа, видели чудеса Его, но ожесточенно смежали очи ума своего пред очевидной истиною и, несмотря на неотразимое свидетельство чудес Хри-стовых, не хотели признать Христа обетованным Мес-сией. Подобны им и многие современные нам неверы. Пути, по которым они доходят до этого жалкого и безусловно гибельного состояния неверия, различны, но корень его один и тот же у всех, — это самолюбие, умственная гордость, своекорыстие и упорство. Известно, до какой участи довели иудейский народ его слепые вожди, первосвященники и книжники. Они исказили его веру, извратили нравственность, закрыли от глаз его свет истины, которую проповедовал Христос, и в конце концов лишили его святого града и Отечества. И в настоящее время упорные отрицатели Бога истины, считающие себя ревнителями блага народного, а на самом деле колеблющие благоустройство и благосостояние народов в самом основании, также ведут все к разрушению, а народы к погибели.
Есть еще неверие легкомысленное. Это — неверие тех, которые сами никогда не пытались исследовать и изучить истину сколько-нибудь самостоятельно и не могли дойти до отрицания ее путем исследования и сколько-нибудь осмысленного сомнения, а не верят под влиянием вождей неверия. Они и неспособны к самостоятельному неверию, а как попугаи только усвояют взгляды и выводы вождей неверия, не умея часто ничего сказать в защиту своих заблуждений. Вообще неверы этого рода — люди без твердых убеждений, увлекающиеся ветром всякого учения, легко пристающие к неверию, если оно в моде и про-поведники его имеют некоторую силу и славу, хотя бы то и печальную. В наше время это большей частью люди, не получившие правильного, основательного образования, а между тем растратившие добрые и святые народные убеждения, которые были им внушены в семействе и Церкви. Нужно стараться положить преграды размножению легкомысленных неверов, обыкновенно набирающихся из недоучившихся юношей и девиц, чрез доброе нравственно-религиозное воспитание в семье и школе и чрез основательное образование.
Потщимся, братия, отвращаться всякого рода неверия, как недуга и преступления, а особенно неверия озлобленного, злонамеренного и проповедников его. Неверов по безрассудству, думающих чужим умом, нужно вразумлять и обращать на путь истины: для внушения же им твердой веры нужно самим нам веровать искренно и твердо, без малейших колебаний и сомнений.